Ударение гласных звуков. Урок обучения грамоте на тему "Ударение

Ударение гласных звуков. Урок обучения грамоте на тему "Ударение


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Всего шесть - это «а», «о», «у», «и», «э», «ы». Они произносятся только при участии голоса, без участия шума. Могут образовывать слоги. Бывают ударными и безударными. Гласные звуки - ударные и безударные - имеют свои особенности и определенные роли в речевом процессе. Кроме того, от наличия или отсутствия ударения зависят многие нормы обозначения гласных на письме буквами.

Гласные буквы «е», «ю», «я», «ё» не являются отдельными звуками. Они представляют собой обозначение двух звуков. Например: я - йа, ю - йу и т. п. Также они наделены дополнительными функциями - обозначают мягкость в письме.

Ударные гласные звуки

Ударным называется выделяемый при произношении голосом. То есть тот, на который падает ударение. Такой звук всегда произносится более отчетливо. По сравнению с безударным он находится в более сильной позиции и играет смыслоразличительную роль. Как правило, написание букв, передающих ударные гласные, не вызывает трудностей.

Например, в словах маленький (ударение на первый слог), мирный (ударение на первый слог), далекий (ударение на второй слог) правописание ударных слогов ни у кого не вызовет сомнений. Здесь действует принцип «как слышится, так и пишется», а слышатся звуки отчетливо.

Ударные гласные звуки призваны выполнять функцию смыслоразличения. Для сравнения: мол, мал, мыл, мул - слова, которые мы различаем на слух благодаря тому, что в них пишутся разные гласные буквы.

Безударные гласные звуки - что это?

Безударными называются гласные, не выделяемые голосом. Они произносятся с гораздо меньшей силой и далеко не так энергично, как ударные. Находятся в слабой позиции, и написание передающих их букв зачастую вызывает трудности. Принцип «как слышим, так и пишем» в данном случае не подойдет, поскольку слышаться может совсем не то, что есть на самом деле.

Безударный гласный звукчастонаходится в измененном состоянии (состоянии редукции). И степень трансформации может зависеть от удаленности ударного гласного. Чем дальше - тем сильнее редукция. Например, в слове "колобок" ударным является последний звук «о» - в третьем слоге. Ближайший к нему «о» (во втором слоге) слышится еще более-менее отчетливо, а отдаленный (из первого слога) практически теряется при произношении. Его длительность в данном случае минимальна.

Относительно стойкими в этом отношении являются безударные гласные звуки «и», «ы», «у». На степень их трансформации удаленность от ударного почти не влияет (мумие, Буратино, мировая). Исключение может составлять только «и» в начале слова после твердого согласного, на который оканчивается предыдущее слово фразы. В таких случаях «и» превращается в «ы». Данная ситуация хорошо просматривается, например, в словосочетании «дым над избой».

Безударные гласные звуки в корнях. Правописание

Как уже отмечалось выше, передача на письме безударных гласных звуков нередко вызывает сложности. Особенно проблематично бывает понять, какой буквой следует обозначить безударный гласный звук в корне того или иного слова.

Правописание таких корней выделяется в особый раздел грамматики и детально изучается в филологии. Выбор верной буквы зависит от разных факторов: особенностей соседства с другими буквами, наличия или отсутствия рядом ударного слога, их происхождения и т. д.

Непроверяемые гласные в корнях

Самый сложный с точки зрения правописания случай - это безударные гласные звукив непроверяемых словах. Когда невозможно подобрать вариант с ударным корнем.

Правильные варианты в таких ситуациях остается только запомнить или всегда носить с собой словарь, в котором можно посмотреть правописание.

К словам, подпадающим под этот раздел, относятся, например: меридиан, винегрет, бетон, корвалол, ватрушка и другие. Многие из них имеют иностранное происхождение.

Проверяемые гласные в корнях слов

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корнях, в большинстве случаев можно определить, подобрав где на корень падает ударение.

Например, изменив слово «трава» на «травушка», легко понять, какую букву следует писать в безударном корне. Еще варианты: гора - горный, вода - водный, дожди - дождь и так далее и тому подобное. Примеров в русском языке - великое множество.

Правописание корней в словах разного происхождения

Безударные гласные звуки в главных морфемах слов могут иметь разное буквенное выражение в зависимости от того, какое происхождение имеет данное конкретное слово.

Так, например, исконно русские слова часто отличаются полногласным написанием сочетаний -оро-, -оло-: молодой, огородить, оболочка. А их старославянские варианты имеют сокращенный вариант буквосочетания и трансформацию «о» в «а»: младенец, ограда, облако.

Чередование безударных «а» и «о» в корнях

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки, могут чередоваться в корнях Один из вариантов чередования - «а» и «о». Разные корни имеют свои правила написания:

  • Например, независимо от того, какая буква будет писаться под ударением, в безударной позиции почти всегда имеем корни «гор», «клон», «твор», «зар» и «плав»: загорелся, поклониться, сотворить, озаренный, сплавлять. Но есть исключения: выгарки, пригарки, утварь, зоревать, пловчиха, пловец, плывун и т. д.
  • От согласного, замыкающего корень, зависят морфемы «раст», «ращ» и «рос». Буква «а» предшествует «ст» или «щ», тогда как перед «с» обычно бывает «о». Не вписываются в это правило: Ростислав, Ростов, ростовщик, росток, выросток и варианты, производные от них (ростовский, ростовщичество и т. д.), а также слово отрасль.
  • В морфемах «скоч» и «скак» перед буквой «ч» обычно бывает «о», а перед «к» - «а». Например: скакун, скакалка, выскочка, вскочить. Исключения составляют лишь слова вскачь, скачу, скачи и скачок.
  • Безударные гласные звуки в словах с корнями «лаг» и «лож» передаются на письме буквами, согласно следующему правилу: перед «г» употребляется «а», а перед «ж» - «о». Например: слагать, полагать, разлагается, сложение, положение, отложить. Исключение - полог.
  • На наличие или отсутствие суффикса «а» «ориентируются» такие корни, как «кас» и «кос». Если суффикс присутствует сразу за корнем, то будет «кас», а если нет, то получится «кос». Например: касается, касательно, коснулся, прикосновение.
  • Правописание корней с безударными гласными иногда зависит от их значения. Так, в случае с «мок» («моч») и «мак» первый вариант «работает», если речь идет о пропитывании жидкостью (промокашка, намочить), а второй - в случае, когда имеется в виду погружение в жидкость (макать, обмакивать).
  • Морфемы «равн» и «ровн» тоже «равняются» на значение слова. Если имеется в виду одинаковость, то пишется «а» (равный, уравнение), а если прямота и гладкость, то «о» (подровнять, выровнять). Исключения: ровесник, равнина, уровень, поровну.

Как чередуются «и» и «е»

Буквы безударных гласных звуков «и» и «е» тоже могут чередоваться в корнях слов.

Морфемы «бир» и «бер», «жиг» и «жег», «стил» и «стел», «блист» и «блест», «мир» и «мер», «тир» и «тер», «дир» и «дер», «пир» и «пер», «чит» и «чет» находятся в прямой зависимости от наличия суффикса «а». Если он есть по соседству с корнем, пишется «и», а если отсутствует - «е». Примеры: побираться - заберет; прижигание - выжегшая; расстилается - стелить; блистательная - блестящий; замирать - замереть; оттирать - оттереть; отдирать - отдерет; отпирать - отпереть; почитать - вычет. Исключения: чета, сочетание, сочетать.

Примечание:

  • Корни «мир» и «мер» могут чередоваться, только если означают процесс умирания. Если речь идет о мире (антониме войны), то в корне всегда будет «и» (мировая, помириться). А если морфема означает меру, то всегда пишется «е» (отмерять, мерило).
  • Корни «пир» и «пер» чередуются, только если означают процессы открывания, закрывания и выпирания (запереть, отпереть, выпереться). А если речь идет о слове «пир», обозначающем «праздник живота», то в корне всегда будет «и» (пировать).

Чередование буквы "а" ("я") с буквосочетанием "им" ("ин") в корнях

Буква "а" ("я") чередуется в корнях с буквосочетанием "им" ("ин") в корнях слов по такому правилу: если за корнем есть суффикс «а», то употребляется «им» или «ин». А если таковой отсутствует, то пишется «а» или «я». Например: принимать - принято, начинать - начато.

Гласные звуки - ударные и безударные - есть в каждом языке мира. И если с ударными, как правило, проблем не возникает, то безударные создают массу трудностей. С ними связано обычно огромное количество орфограмм. И правописание корней - только малая часть большого айсберга.


Интернет - урок по обучению грамоте, 1 класс. Урок «Звуки. Гласные и согласные звуки» (материал рассчитан на несколько уроков)

У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? Верно, глаза, — чтобы видеть, уши, — чтобы слышать.

Посмотри, что ты видишь?….

А теперь представь себе, что ты оказался на этой улице… Что бы ты услышал? …

Вокруг нас можно услышать разные звуки.

Закрой глаза. Ты ничего не видишь, зато всё слышно. Что ты слышишь? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)

Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами.

Поиграем в игру «Угадай звук».

Это соловей

Это фламинго…

Это колибри

Это жаворонок…

Это индюк…

Журавль…

Интересно?

Звуки бывают неречевые и речевые . Все звуки о каких мы говорили — это неречевые звуки…

Заглянем в квартиру и к маме на кухню… Какие неречевые звуки ты услышал бы?….

Неречевые звуки — это звуки природы, звуки окружающего мира.

Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи.

Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука , а в старину говорили длань , мы говорим глаза , а раньше говорили очи , губы – уста, палец – перст, голос- глас.

Тогда, в старину, люди сочинили много сказок. И я расскажу сказку.

«В одном царстве жили — были очень интересные жители.

У этих жителей были волшебные шапки-невидимки. Когда жители надевали шапку — невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они назывались ЗВУКИ . Когда они снимали шапки — невидимки и их видели и слышали, они назывались БУКВЫ .

Жили они дружно. Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один), не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ .

На значке кружок, как рот, который поёт.

Их нетрудно перечесть.

Гласных звуков ровно шесть:

А-О-У-Э-Ы-И — звуки гласные мои.

Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете? » Те грустно ответили: «Да, согласные… » Так и решили их назвать — СОГЛАСНЫЕ . Они живут вместе С ГЛАСными СОГЛАСные.

На значке чёрточка, как закрытый рот — преграда.

Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.

Гласные тянутся в песенке звонкой, могу заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка, но не желают сидеть и молчать.

А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.

Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.

Проведем исследование…

Давай споём 1 куплет песни «Антошка». А теперь послушай, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А) :

Вот поёт эту песню звук О….. . А теперь покажи, как будет петь У, И, Ы, Э.

Давай пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. Например, К, Ш…

Дааа, не умеют согласные петь. Придумай слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.

Б– бухтит; В– ворчит; Г– гогочет; Д– долбит; Ж – жужжит; З – звенит; К – кряхтит; Л– лопочет; М– мычит; Н– ноет; П– пыхтит; Р– рычит; С– свистит; Т– тарахтит; Ф– фыркает; Х– хрюкает; Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд); Ш– шипит; Щ– щёлкает.

Обращаем внимание, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.

Задание 1. Посмотри на картинке, те предметы, которые начинаются на гласный звук, положи в красную коробку, согласные- в синюю.

Задание 2.

Задание 3. Назови первый звук в словах: кровать, лампа, люстра, квадрат, эхо . Назови последний звук в словах: лиса, тигр, телефон, мыло, иглы .

Задание 4. Какой звук есть во всех словах: рулет, море, ракета, рисунок, крыло, кресло ? ([р]).

Задание 5. Что изображено на рисунках?


Иногда слова произносятся одинаково, имеют одни и те же звуки, а обозначают разные предметы.

Задание 6. Бывает и наоборот, один предмет, а имен несколько. Например, весёлый — смешной, актёр — артист.

Задание 7. Нарисуй схему слова «аист». Определи слоги.

Ты заметил что в слове два гласных звука и два слога? И это не случайное совпадение.

Слогов столько, сколько гласных звуков!

А вот наш город звуков…. Посмотри, каких звуков больше?

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки не всегда одинаково произносятся. Понаблюдай за словами: «АИСТ» и «АЛЬБАТРОС».

Спроси с удивлением: «Это Аист?». Да, это Аист!

Это альбатрОс? Да. это альбатрОс!

Какой первый звук в первом слове? Какой первый звук во втором слове? … Верно, звук [а]. Но, одинаково ли он произносится?… Нет, в слове «аист», звук [а] произносится с силой, с ударением.

Слог, который произносится с ударением, называется ударным слогом , гласный с ударением — ударный гласный , а само усиление голоса — ударением .

Гласные звуки без ударения называются…. безударными .

Ударение очень важно. Что нарисовано на рисунках?

Здесь и зАмок и замОк. Иногда смысл слова, его значение, зависит только от ударения .

Чтобы определить ударение, можно спросить с удивлением про это слово, например, «Это ЗАмок?», «Это лисА?». ИЛИ растянуть слово, как жвачку… Заааамок, лисаааа,

Задание 8. Назови ударный гласный. Чтобы найти ударный слог, гласный, «с удивлением спроси» или растяни слово: школа, рисунок, мама, карта, улица, девочка, цветок .

Задание 9. Расскажи о слове всё, что ты знаешь, проведи звуковой анализ слова…

План фонетического анализа слова:

1. Скажи слово. Если надо, уточни значение слова.

2. Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай количество слогов, обозначь дугами.

3. Растяни слово. Узнай и отметь ударный слог.

4. Произнеси слово, выделяя первый звук; дай характеристику и обозначь. Потом второй, третий и т.д.

5. «Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово».

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Знакомься… это гномы Том и Тима…

Какой 1 звук ты слышишь в имени Том [т]? Этот согласный звук твердый . Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Какой 1 звук ты слышишь в имени Тима? [т`] А это м ягкий согласный звук . И сама Тима такая же мягкая, как первый звук в её имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тима – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Сравни слова на рисунках…

Назови первый звук в словах: бант и бинт. Что ты заметил?….

Согласные звуки в русском языке бывают твёрдыми и мягкими!

Звук [б] в слове «бант» — твёрдый, а в слове «бинт» [б`] — мягкий согласный звук.

Твёрдый согласный звук мы будем обозначать так:

А мягкий согласный звук так, словно добавляем еще один матрасик.

Понаблюдай за первыми звуками в словах:

  • РУКА — РЕКА
  • ДОКТОР — ДИРЕКТОР
  • ЛЕС — ЛОСЬ
  • МАСЛО — МЯСО

Задание 10. Определи первый звук в словах и дай характеристику этому звуку (какой он): корова , липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

Задание 11. «Превращение”. Замени слоги с твердым согласным слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва – .., ту – …, ры – …, ни – …, ме – .., ле – … /

А вы знаете, что…

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Звонкие и глухие согласные звуки

Ты знаешь, что звуки, которые нас окружают бывают тихие и громкие. Например, звук мотора самолёта и шелест листвы. Эти звуки разные по силе звука, согласен?

Оказывается речевые звуки, согласные звуки тоже бывают звонкие и глухие….

Послушай стихотворения и найди слова, которые различаются одним звуком:

На улице был жаркий день. Все прятались от солнца в тень.

Шумел от ветра спелый колос, как будто поле пело в голос.

Мы потолок белили, а дрова пилили.

… Один звук способен изменить значение слова! Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.

Как определить? Положи руку к горлу и произнеси звук. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверь — произнеси звуки [б], [п], [м], [х]. Получилось заметить?

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закрой уши ладошками и произнеси согласный звук. Услышал голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

Задание «Превращение звука». Преврати звонкий звук в глухой:

Дочка — (точка), жар — (шар), бочка — (почка), горка — (корка), коза — (коса), дрова — (трава), гости — (кости), год — (кот).

Разучивание скороговорки…

Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, велика для корки норка.

Обратите внимание на для 2 класса для закрепления знаний


которые обозначаются на письме 10 буквами :

A Я О Ё Е Э У Ю Ы И

1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:

    Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.

    Ы́йя, Ы́ныкган.

    после [ж], [ш], [ц] ;

    Жест [жэ́ст], шесть [шэ́с’т’], цены [цэ́ны].

    в некоторых иноязычных словах;

    Тест [тэ́ст], темп [тэ́мп].

    в некоторых сложносокращённых словах.

    ГЭС, ВТЭК.

2. Характерная особенность русского произношения - разное звучание гласных под ударением и без ударения.

    Гласный в ударном положении находится в сильной позиции , то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции , то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие - нет:

    не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю );

    Мил [м’и́л] - мила [м’ила́], жил [жы́л] - жила [жыла́], шут [шу́т] - (нет) шута [шута́].

    Исключение составляет звук [и] : в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы] ;

    В и згнании [в ы згна́н’ии].

    изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э ).

4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».

    В предударном слоге после твёрдых согласных на месте гласных [а], [о], [э] (в положении после твёрдых этот звук редко встречается в русском языке) звучит обычно звук, близкий к [а] . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [а] , хотя этот звук не такой открытый, поэтому в лингвистике для его обозначения используется специальный знак [Λ] .

    Мо й [мо́j] - мо я [мΛjа́] или [маjа́], да л [да́л] - да ла [дΛла́] или [дала́].

    В предударном слоге после мягких согласных на месте гласных [а], [о], [э] звучит звук, близкий к [и] . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [и] , хотя этот звук звучит скорее как [и] с призвуком [э] - [и э ] .

    Ср.: взя л [вз’а́л] - взя ла [вз’и э ла́] или [вз’ила́], нё с [н’о́с] - не сла [н’и э сла́] или [н’исла́], бе л [б’е́л] - бе ла [б’и э ла́] или [б’ила́].

    Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.

    Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией : сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.

5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц] :

    после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ы э ] );

    Жа леть [жы э л’э́т’], лоша дей [лъшы э д’э́j], двадца ти [двъцы э т’и́].

    на месте буквы е после [ж], [ш], [ц] звучит звук, средний между [ы] и [э] , - [ы э ] ;

    Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].

    после твёрдых [ж], [ш] на месте [а] звучит звук, близкий к [а] - [Λ] , как и после других твёрдых согласных звуков.

    Ша р [ша́р] - ша ры [шΛры́].

6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.

    Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией : сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.

    В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.

    В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] - после твёрдых согласных, «ерь» [ь] - после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)

    Например:

    после твёрдых согласных: до мовой [дъ маво́j], рыба [ры́бъ ], крыша [кры́шъ ], це ликом [цъ л’ико́м];

    после мягких согласных: ря довой [р’ь даво́j], поле [по́л’ь ], ча совщик [ч’ь сΛфщ’и́к].

7. Исключение составляет II слабая позиция гласных в абсолютном начале слова [а], [о] . На месте данных гласных в начале слова звучит не редуцированный «ер» [ъ] , а звук, близкий к [а] - [Λ] , как в I слабой позиции после твёрдых согласных.

О гурец [Λгур’э́ц]; о безьяна [Λб’иэз’jа́нъ].

Алгоритм анализа при транскрибировании слова

1. Разбейте слово на слоги и поставьте ударение.

Сожаление - со-жа-ле́-ни-е.

2. Подчеркните двумя чертами ударный гласный.

Со-жа-ле́ -ни-е.

Ударный гласный не меняет своего звучания. Учтите только, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать:

  • либо один звук [э], [о], [а], [у] - после мягких согласных (как в слове со-жа-ле́-ни-е );
  • либо два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [о], [а], [у] - в начале слова, после гласного и после разделительных ъ и ь .

    Явный - я́ -вный, проявка - про-я́ -вка, съёмка - съё м-ка.
3. Над безударными гласными поставьте номер слабой позиции:

первый предударный слог - I слабая позиция; остальные безударные слоги - II слабая позиция.

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II .

Если среди этих гласных есть звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю ), то подчеркните их одной чертой: они не изменяют своего звучания в безударном положении.

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - в заударном слоге ни звучит гласный [и].
4. Установите, какие гласные звуки звучат в I слабой позиции (первый предударный слог) на месте букв е, э, о, а :
  • после твёрдых согласных - [Λ] ;

    после мягких согласных - [и э ] ;

    после ж, ш, ц может звучать [ы э ] .

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - в слоге жа звучит гласный [ы э ].

Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а] , то эти гласные также изменяются по общим правилам: j - мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [и э ] .

Объявился - о II -бъя I -ви́л-ся II - первый предударный слог бъя I будет звучать как [б’jи э ].

5. Установите, какие гласные звуки звучат во II слабой позиции (любой безударный слог, кроме первого предударного) на месте букв е, э, о, а :

    после твёрдых согласных - [ъ] ;

    после мягких согласных - [ъ] ;

    в абсолютном начале слова на месте букв о и а - [Λ] .

Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а] , то эти гласные также изменяются по общим правилам: j - мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [ь] .

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - слог со с твёрдым согласным звучит как [съ]; слог е ([j] + гласный) звучит как [ь]; о II -бъя I -ви́л-ся II - о в абсолютном начале слова будет звучать как [Λ], слог ся с мягким согласным будет звучать как [с’ь].