Культура древней руси изобразительное искусство презентация. Изобразительное искусство древней руси

Культура древней руси изобразительное искусство презентация. Изобразительное искусство древней руси

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Славу древнерусского искусства составляет не только архитектура, но и неразрывно связанные с ней мозаика, иконопись, фресковая живопись, резьба по камню и деревянная скульптура.

3 слайд

Описание слайда:

Мозаики и фрески Киевской Софии Мозаики и фрески Софии Киевской – это уникальный ансамбль произведений монументального искусства XI столетия. Авторами росписей были не только местные, но и византийские мастера, вот почему большинство фресок соответствуют византийскому канону.

4 слайд

Описание слайда:

Главные темы мозаик и фресок – прославление небесной и земной церкви, божественности, княжеской власти. В суровых и строгих ликах переданы напряженная духовная жизнь, глубокая убежденность в истинности христианской веры, готовность к самопожертвованию во имя нее. Спас Вседержитель Иоанн Златоуст

5 слайд

Описание слайда:

Богоматерь Оранта (Молящаяся) (XI в. Собор Святой Софии. Киев) Является одним из шедевров мозаичных росписей. Богоматерь изображена с высоко поднятыми руками, обращенной с молитвой к Вседержителю Христу. Окруженная мерцанием золотых кубиков смальты, облаченная в праздничные сине-золотистые одежды, она поднимается над алтарем и производит неизгладимое впечатление на присутствующих. Ее спокойный и торжественный лик, покровительствующий жест рук воспринимаются как олицетворение заступничества и защиты.

6 слайд

Описание слайда:

Не меньший интерес вызывают фресковые росписи светского характера, отражающие реальный мир человека В западной части собора Св. Софии в Киеве сохранилось два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, прославившегося победами над печенегами, строительством новых мощных укреплений вокруг Киева, основателя первой на Руси библиотеки

7 слайд

Описание слайда:

На одной фреске изображен сам великий князь с сыновьями, несущими в руках макет Софийского собора На другой фреске – портреты дочерей Ярослава, смиренно ступающих в ряд со свечами в руках. Изображенные в полный рост в праздничных одеждах, они внимательно смотрят на мир с широко открытыми глазами. Их одухотворенные лица индивидуализированы. В спокойном и сдержанном облике передано представление о женской красоте.

8 слайд

Описание слайда:

Новгородская живопись. Одновременно с архитектурными сооружениями формируется новгородская школа живописи, представленная главным образом иконами. По сравнению с византийскими иконами, в новгородских иконах много экспрессии, эмоциональной выразительности, непосредственности в выражении чувств. Ранние иконы – «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный», «Устюжское Благовещение»

9 слайд

Описание слайда:

Икона «Ангел Златые Власы» В задумчивом и грустном выражении лица ангела просматриваются доброта и кротость. Ярко – красный плащ, уголок которого виден снизу, румянец щек, белокурые волнистые волосы с золотистыми нитями придают иконе особое очарование. Приглушенным охристым и оливковым тонам византийских икон новгородский мастер предпочел яркие и сочные тона.

10 слайд

Описание слайда:

Творчество Феофана Грека (ок. 1340 – после 1405) В творчестве византийского художника, прибывшего в Новгород в 70-е годы XIV в. Передан неудержимый порыв страстей. Его энергичную, стремительную манеру письма не спутаешь ни с какой другой. Во фресковых росписях Феофана Грека есть и великолепное мастерство колорита, и суровый аскетизм. В его манере письма решающее значение приобретает светотень, с помощью которой он добивается объемности изображения. Но главное, что отличает художественный стиль Феофана Грека, - это проникновенное понимание души человека, его высоких внутренних порывов и стремлений.

11 слайд

Описание слайда:

Фреска «Старец Макарий Египетский» (1378 г.) В лице столетнего старца чувствуется трагизм, затаенная мольба, скорбь и надежда. Седые волосы, слезящиеся, почти слепые глаза, покрытое морщинами лицо, отчаянный, отрешенный от мирской суеты жест поднятых рук, могучий разворот плеч – все призвано передать былую мощь и твердость духа старца. Некогда он был знаменитым теологом, автором многочисленных богословских «Бесед», а теперь, уединившись от внешнего мира, по-прежнему не находит душевного успокоения.

12 слайд

Описание слайда:

Изобразительное искусство Владимиро – Суздальского княжества Немногое из произведений изобразительного искусства Владимиро – Суздальской Руси сохранило время. Небольшая часть фресок в Дмитриевском соборе во Владимире да несколько икон конца XII – XIII вв. напоминают о расцвете сильной и самобытной школы древнерусской живописи.

13 слайд

Описание слайда:

Икона «Дмитрий Солунский» (Конец XII - XIIIв. Государственная Третьяковская галерея. Москва) В монументальной иконе воплощен образ сурового христианского святого и мученика. Облаченный в богатые одежды, украшенные золотом и драгоценными камнями, он восседает на пышном троне. Ангел венчает его голову княжеской короной, подчеркивая тем самым его божественное происхождение. В правой руке Дмитрий Солунский держит тяжелый меч – символ незыблемой княжеской власти. Плавный ритм его могучих плеч, складки одежды, декоративность колорита – все свидетельствует о высоком мастерстве художника – иконописца.

14 слайд

Описание слайда:

Творчество Андрея Рублева (ок. 1360/1370 – 1430) Творчество Андрея Рублева принесло известность и славу московской школе живописи. Мало известно о судьбе этого величайшего русского художника. Неизвестно его происхождение, причины перехода из одного монастыря в другой, взаимоотношения с окружающими людьми. В его творчестве не отразилось мрачное, жестокое время, когда Русь находилась под монголо – татарским игом. Напротив, в нем царят спокойная тишина, очарованность жизнью, отзывчивость души.

15 слайд

Описание слайда:

Икона «Спас в Силах» (1408 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва) На иконе изображен восседающий на престоле Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия. Художнику в полной мере удалось передать глубину и возвышенное благородство образа. Величавый облик спаса в соединении с душевной отзывчивостью позволяют увидеть в нем национальный идеал, в котором выражены представления о справедливости и святости веры. Чистые, мягко звучащие тона иконы, ее торжественный и четкий ритм свидетельствуют о высоком мастерстве художника.

16 слайд

Описание слайда:

«Звенигородский Спас» (Начало XV века. Государственная Третьяковская галерея. Москва) Это одно из самых выразительных и проникновенных произведений Рублева. В нем передано выражение мягкой нежности и душевной доброты. Открытый и кроткий взгляд, устремленный в неведомую даль, полон такой человечности и участия в судьбах людей, каких еще не знала древнерусская живопись. Изыскан колорит иконы, в которой использована прозрачная розовая охра, подчеркивающая мягкость и плавность спокойных линий.

17 слайд

Описание слайда:

«Троица» (1425 – 1427) Знаменитая «Троица» является вершиной художественного творчества Андрея Рублева. Она выражает идеалы Добра и Справедливости, Любви и Согласия.

18 слайд

Описание слайда:

Творчество Дионисия (ок. 1440 – 1503) Дионисий стал достойным преемником Феофана Грека и Андрея Рублева. Он создал мир высокой духовности, торжества добра и идеала. Дионисию покровительствовал царь Иван III. Произведения Дионисия отличают утонченные пропорции удлиненных фигур. Утратив объем, став бестелесными, они словно парят в пространстве. Дионисий предпочитает нежные, светлые оттенки: голубые, бирюзовые, малиновые, розовые, лиловые, зеленоватые… Исследователи насчитывают в произведениях Дионисия около сорока тонов, отмечают 146 оттенков охры. Росписи Дионисия праздничные и радостные.

19 слайд

Описание слайда:

Будучи уже известным художником, Дионисий был приглашен в вологодские земли, где вместе со своими сыновьями расписывал собор Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря.

20 слайд

Описание слайда:

Среди фресок Ферапонтова монастыря выделяется огромная композиция «О Тебе радуется», проникнутая радостным прославлением Богоматери. На фреске запечатлено множество фигур, небесных сил и предстоящих перед Марией людей. Все они поют славу Марии, восседающей на престоле с младенцем на руках.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Древнерусская музыкальная культура своими истоками восходит к языческим традициям славян. Народные песни, закликания весны, плачи, сопровождающие похороны или свадьбы, песни при сборе урожая или во время военных походов всегда были неотъемлемой частью жизни наших предков.

23 слайд

Описание слайда:

На характер музыкальной культуры Древней Руси в значительной мере повлияло принятие христианства. Из Византии был заимствован музыкальный канон и система жанров. Отныне музыка развивается под эгидой церкви и рассматривается как составная часть богослужения. Хоровые церковные песнопения (кондаки, стихиры, каноны) посвящались главным церковным праздникам, житиям особо почитаемых святых.

24 слайд

Описание слайда:

Основные принципы церковного песнопения – «слаженность и доброчинство» – были сформулированы в поучении Феодосия Печерского и предполагали последовательное и гармоничное их исполнение.

25 слайд

Описание слайда:

В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, т.е. распевно произнесенное слово. Такое название он получил от славянского слова «знамя», т.е. «знак», которым записывали песнопения. Знаменное пение также называют крюковым, т.к. изображение крюков являлось важнейшим музыкальным знаком.

Богоматерь Оранта. Мозаика Образу Богоматери на Руси всегда придавали гораздо большее значение, чем Деве Марии в католической церкви. У каждого образа Божьей Матери свое значение. Церковные предания хранят истории создания, появления на Руси икон с образом Пресвятой Богородицы как высокочтимых. Образу Богоматери на Руси всегда придавали гораздо большее значение, чем Деве Марии в католической церкви. У каждого образа Божьей Матери свое значение. Церковные предания хранят истории создания, появления на Руси икон с образом Пресвятой Богородицы как высокочтимых.


Богоматерь. Оранта «Нерушимая Стено! Матерь всего сущего, великая Берегиня, Заступница людская, Оранта». Такими эпитетами наделил русский народ образ Марии. «Нерушимая Стено! Матерь всего сущего, великая Берегиня, Заступница людская, Оранта». Такими эпитетами наделил русский народ образ Марии.


Богоматерь Владимирская Объятия Богоматери и Божественного Младенца раскрывают полноту Божественной любви, высшим проявлением которой и является жертва, приносимая Христом для спасения людей. Именно об этой жертве напоминает изображение престола с орудиями страстей на обороте иконы, выполненное в начале XV века. Объятия Богоматери и Божественного Младенца раскрывают полноту Божественной любви, высшим проявлением которой и является жертва, приносимая Христом для спасения людей. Именно об этой жертве напоминает изображение престола с орудиями страстей на обороте иконы, выполненное в начале XV века.


Богоматерь Владимирская. Оборотная сторона иконы. Престол и орудия страстей Богоматерь Владимирская. Оборотная сторона иконы. Престол и орудия страстей Икона "Богоматерь Владимирская" принадлежит к числу наиболее древних и прославленных святынь русской Церкви. История Владимирской чудотворной иконы теснейшим образом связана с историей русского государства, именно с ней предание связывает возвышение Северо-Восточной, а затем и Московской Руси. Как свидетельствуют древние летописи и литературные сказания, через эту икону Богоматерь нередко оказывала чудесную помощь и покровительство Владимиру, Москве и всей земле Русской.






Пантократор. Фреска из церкви Спаса на Ильине По монументальности и могучему живописному темпераменту фрески Феофана Грека занимают особое место в мировом искусстве XIV века. Согласно канону, в куполе храма изображен Христос- Пантократор. Суров и грозен Бог. По монументальности и могучему живописному темпераменту фрески Феофана Грека занимают особое место в мировом искусстве XIV века. Согласно канону, в куполе храма изображен Христос- Пантократор. Суров и грозен Бог.


Старец Макарий Египетский. Фреска Грандиозный образ Макария Египетского запоминается навсегда. Разителен контраст темного лика, темных ладоней, обращенных в молитве к Богу, и белых волос и длинной, белоснежным потоком спадающей бороды. Вместо человеческого тела - светящийся белый столп, чудесным образом преображенная человеческая природа. Грандиозный образ Макария Египетского запоминается навсегда. Разителен контраст темного лика, темных ладоней, обращенных в молитве к Богу, и белых волос и длинной, белоснежным потоком спадающей бороды. Вместо человеческого тела - светящийся белый столп, чудесным образом преображенная человеческая природа.


Чудо Георгия о змие. Икона. Особой любовью новгородцев пользовался святой Георгий, отважный всадник-воин, поражающий копьем чудовище-дракона. В сознании людей того времени Егорий Храбрый, как называли его в народе, был воплощением светлого начала, поражающего враждебную человеку силу, часто в нем видели бесстрашного ратоборца, защитника Родины.


Битва новгородцев с суздальцами Вторая половина XV в.. Икона "Битва новгородцев с суздальцами (Чудо от иконы "Знамение")" происходит из Успенской церкви села Курицкое на озере Ильмень. В основе этого оригинального иконографического типа лежит предание об иконе "Богоматерь Знамение", чудесным образом оказавшей помощь Новгороду при осаде его суздальскими войсками в 1170 году.




Дмитрий Солунский. Икона В истории Русской Православной Церкви воинская тематика всегда занимала важное место, это проявлялось в особом почитании тех святых мучеников, которые по роду занятий своих были воинами В образах мучеников-воинов отразилось идеальное представление о мужестве, беззаветной храбрости, вере и верности своему Отечеству, ведь это было Отечество православное, а ратный подвиг в православных странах рассматривался как высочайшая форма служения христианина. В образах мучеников-воинов отразилось идеальное представление о мужестве, беззаветной храбрости, вере и верности своему Отечеству, ведь это было Отечество православное, а ратный подвиг в православных странах рассматривался как высочайшая форма служения христианина.










Фреска Ферапонтова монастыря. Святой Николай Дионисий существенно изменяет образ человека: фигуры сильно удлиняются, голова, руки и ноги подчеркнуто уменьшаются. В этом отразилась аристократичность вкусов царственной Москвы. Гармония, абсолютное внутреннее равновесие, праздничное любование характерно для творчества Дионисия.


Распятие. Дионисий Икона "Распятие" происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды. Икона "Распятие" происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды.


Фрески в Успенском соборе Владимира Рублев Андрей В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный украсили фресками и иконами самый почитаемый храм Московской Руси - Успенский собор во Владимире. Среди дошедших фрагментов лучше всего сохранилось изображение "Страшного суда", которое занимало западную часть трех нефов собора. В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный украсили фресками и иконами самый почитаемый храм Московской Руси - Успенский собор во Владимире. Среди дошедших фрагментов лучше всего сохранилось изображение "Страшного суда", которое занимало западную часть трех нефов собора.


Спас. Из деисусного чина (Звенигородского) Рублев Андрей Несмотря на отсутствие каких-либо исторических свидетельств, иконы Звенигородского чина рассматриваются большинством исследователей как произведения Андрея Рублева. Несмотря на отсутствие каких-либо исторических свидетельств, иконы Звенигородского чина рассматриваются большинством исследователей как произведения Андрея Рублева.


Троица Рублев Андрей "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино". "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино".

Класс: 10

Презентация к уроку




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель уроков по теме: знакомство с шедеврами русского зодчества и иконописи.

Цель вводного урока:

Дать общее представление об архитектурном облике и изобразительном искусстве Древней Руси как продолжательницы византийских христианских традиций

Определить значимость изучения культурных и исторических памятников своей страны, сохранения культурного наследия

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
Д.С. Лихачев

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Первое обращение к отечественной художественной культуре как уникальному и самобытному явлению, имеющему непреходящее мировое значение»

  • Запись темы и определение цели урока
  • (Слайд 1-3 )
  • Комментарий к эпиграфу (28 ноября 2010 г. – 104 года со дня рождения академика Д.С. Лихачева, специалиста по культуре Древней Руси)

II. АОЗн по теме «Культура Средневековья»

(Христианство и его определяющая роль в развитии европейской художественной культуры)

Чем обусловлены особенности средневекового европейского искусства? – Распространением христианства

На смену какой эпохе пришло Средневековье? – Античности

Центром средневековой христианской культуры стала – Византия

Какому городу суждено было стать Новым Римом – Константинополю (ныне – Стамбул)

III. Повторение темы «Мир Византийской культуры»

(храм Софийский в Константинополе)

Слайды 4-5

Назовите памятник архитектуры – Собор Святой Софии

Слайд 6

Прокомментируйте название собора – Софии – премудрости

Слайд 7

С какими событиями связаны следующие даты в истории собора?

  • 23 февраля 533 г. – 27 декабря 537 г. – начало строительства и освещение храма
  • 1453 год – обращение в мечеть
  • 1935 год – получение статуса музея

Слайд 8

Прокомментируйте увиденное (храм-музей двух культур: христианские фрески и мозаики и мусульманские орнаменты и цитаты из корана на четырех больших щитах овальной формы)

Чем представлено изобразительное искусство (фрески и мозаики в храмах, иконы – определение )

Слайд 9 Фрески и мозаики

Слайд 10 Базилика

Какой тип сооружения ранних христианских храмов вы видите на экране? – базилика

Слайд 11 Базилика

  • Бази́лика (греч. βασιλική – царский дом) – тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов.
  • Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями.
  • Центральный неф – более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, греч. hapsidos – свод, арка), увенчанной полукуполом.

Слайд 12 Собор Святой Софии в разрезе

Что появилось в храмовых сооружениях традиционных базилик – купол

Как называют такой тип храма? – крестово-купольный

Слайд 13 Крестово-купольный храм

  • Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв.
  • Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.

Слайд 14 Купольный храм

Крыша храма увенчивается куполом с крестом.

По распространённой традиции, православные храмы снаружи имеют:

  • либо 1 купол,
  • либо 3 купола – по одному над храмом, алтарём и колокольней – во образ Троицы,
  • либо 5 куполов, символизирующих Христа и четырёх евангелистов вокруг Него,
  • либо 7 (священное число),
  • либо 13 – подобных Христу и 12-ти Его ближайшим апостолам.

Слайд 15 Преображенский собор в Переславле Залесском. 1152 год.

Слайд 16 Успенский собор во Владимире. Современный вид.

Слайд 17 Шатровый храм

  • Особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве.
  • Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром.
  • Шатровые храмы бывают деревянными и каменными.
  • Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

На слайде – Церковь Вознесения в Коломенском (1532)

Слайд 18 Православный храм

В Храме выделяются три части:

  • алтарь, содержащий жертвенник и престол,
  • средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом,
  • притвор.

Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток

Слайд 19 Алтарь

  • восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священнослужителей и обычно отделённая от средней части храма иконостасом.

Слайд 20 Притвор

  • составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной.

IV. Фильм «Русская старина – архитектурный облик Руси»

V. Комментарий об утраченных памятниках.

  • сохранившихся 8994
  • утраченных 2912
  • только в Москве с 1932 года уничтожено более 420-ти памятников мирового значения.

VI. Сердце России, культурный центр Древней Руси – Москва

Слайд 21 Москва – третий Рим

Вы видите Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке

  • Построена в 1696–1699 годы

Слайд 22 Воспоминания Д.С. Лихачева

  • В юности я впервые приехал в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке. Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было «архитектурных масс». Её лёгкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чём-то неслыханно прекрасном. Её нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, её надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученным мной тогда.

Слайд 23

  • Церковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы на Покро́вке
  • Разрушена в 1936 году.

VII. Проблема сохранения памятников старины «Чудотворец вернулся»

Кремль – визитная карточка Москвы

Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня великан?
(М. Лермонтов)

  • Возвращение культурных и исторических памятников – чудо, которое происходит.
  • Просмотр видеоролика «Чудотворец вернулся» (из программы «Вести»)
  • Исторический комментарий ученика 11 класса. Никольская башня Московского Кремля (Приложение 1 )

VIII. Обсуждение творческих работ по тексту «Любовь, уважение, знание…» Д.С. Лихачева

Слайд 26 Новый Сретенский храм

X. Премия Д.С. Лихачева

Слайд 27

Санкт-Петербургская премия имени академика Д.С. Лихачева присуждается за выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России.

Премия была учреждена Фондом имени Д. С. Лихачева совместно с Правительством Санкт-Петербурга в 2006 году – в Год академика Лихачева.

Премия присуждается по 4 номинациям:

  1. сохранение памятников истории и культуры;
  2. сохранение музейных, библиотечных и архивных коллекций;
  3. развитие краеведческого движения в России;
  4. пропаганда историко-культурного наследия России.

Премия включает специально разработанную Лихачевскую медаль и памятный диплом.

XI. Представление рисунков Д.С. Лихачева и учеников школы.

XII. Заключительное слово.

Слайд 28

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
А. Пушкин

XIII. Домашнее задание.

Подготовка презентаций по теме «Архитектурный облик Древней Руси» (памятка даётся каждому)

Памятка

Обязательные элементы презентации по теме «Архитектура Древней Руси»

  1. История создания памятника
  2. Особенности архитектурного облика, внешнее и внутреннее убранство
  3. Судьба памятника до настоящего времени
  4. Памятник в оценке современников и потомков

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иконопись Изобразительное искусство Древней Руси

Феофан Грек Сведения о жизни (ок. 1340 – 1410 гг.)

Троица Ветхозаветная. 1378 г. фреска в северо-западной угловой камере на хорах

Успение. Оборот иконы "Богоматерь Донская" 90-е годы XIV века. Москва, Государственная Третьяковская Галерея 1378 г. Столпник. Роспись Троицкого придела в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя. В честь Феофана Грека назван кратер на Меркурии В честь Феофана Грека выпущена памятная монета Банка России

Энергичная, стремительная манера письма Суровый, грозный аскетизм Колорит красно-желто-коричневый Резкие пробелы, «перистые» линии Техника светотени (для эффекта объемности изображения) Особенности техники Феофана Грека:

Андрей Рублёв Сведения о жизни (около 1340/1350 - 17 октября 1428, Москва; погребён в Спасо - Андрониковом монастыре)

Троица. 1425-1427 гг.

Спас в силах. 1408 г. Гос. Третьяковская галерея. Москва.

В творениях Рублева царят тишина, очарованность жизнью, отзывчивость души Преобладают нежные и легкие краски, придающие евангельским сценам исключительное очарование Главное внимание Рублев сосредоточил на человечности переживаний, внутренней гармонии, душевном благородстве и сердечной доброте Особенности техники Андрей Рублева:

Дионисий Сведения о жизни (ок. 1440 – 1503 гг.)

Ферапонтово. За покоем ТВЕРДЫНИ. Начало XVI в.

Богоматерь с младенцем Христом. Фрагмент фрески «О Тебе радуется» на северной стене собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502

Московская школа живописи Произведения отличаются утонченным пропорциями удлиненных фигур, стремление к грандиозности и изяществу нежные, светлые оттенки (ок. 40 оттенков) Особенности техники Дионисия:

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"

5 класс. Цель: Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи. Формировать навыки работы художественной росписи....

Повторитель – обобщающий урок Тема: Искусство Древней Руси. Иконопись.

Цель урока: проверить и закрепить знания учащихся о культуре нашей 14- 16вв, развить зрительную память, умения мыслить, анализировать визуальный материал, делать выводы, воспитать любовь и уваже...

Cлайд 1

Cлайд 2

Византийские образы и каноны. С принятием христианства в храмовой архитектуре была принята художественная система, разработанная Византией. Основу крестовокупольного храма составляет квадрат, расчленённый четырьмя опорами – на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой, на плане образует крест. Крестовокупольная система перекрытия.

Cлайд 3

В X веке князь Владимир расширил город, включив в него торг и посад и окружив их новой системой оборонительных сооружений – огромными валами и рвами. На территории города насчитывалось более десяти деревянных и каменных церквей. В 1037 г. начато строительство Софийского собора. Вид древнего Киева. Реконструкция.

Cлайд 4

XI в. Реконструкция. Софийский собор построен сыном Владимира Ярославом Мудрым (1037- 1050). София Киевская – пятинефный собор крестовокупольной системы, на востоке ограничен пятью апсидами, увенчан 13 куполами, под центральным куполом двенадцатиоконный барабан, который заливал светом огромное пространство. Ступенчато пирамидальный облик храма выгодно отличает собор от однотипных византийских церквей. Собор Св. Софии. XI в.

Cлайд 5

Одной из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возведенная в 986 -996 гг. в честь Пресвятой Богородицы. На сооружение храма ушла десятая часть княжеских доходов (отсюда и название). Церковь рухнула во время осады Батыя. Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь). 986 – 989 гг. Киев.

Cлайд 6

купол барабан закомара абсида портал арочное окно Одноглавый четырехстолпный храм крестовокупольной системы

Cлайд 7

Cлайд 8

Апсида – полукруглый или граненый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым сводом. апсида

Cлайд 9

Закомара - полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания в русской архитектуре, повторяет очертания расположенного за ней свода. закомара

Cлайд 10

Арка (арочное окно) – криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами). арка

Cлайд 11

Церковь Спаса на Нередице. Новгород 1189 – 1199 г.г. XI – XII в. на Руси – период феодальной раздробленности. В это время образуются новые княжества со своими художественными школами. Выделяются два центра: Новгород и Владимиро – суздальское княжество. Новгородская церковь Спаса Нередицы отличается во внешнем облике земной простотой и кажется живой формой самой природы.

Cлайд 12

Cлайд 13

Храм Покрова на Нерли близ Владимира (1165 г.) наиболее совершенное творение владимирских зодчих. В его композиции пластика стен выразительно подчеркивает конструктивную систему не только путем выделения пилястр и закомар, но и очень рациональным использованием декора.

Cлайд 14

Храм называют поэмой, запечатленной в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания. Легкость удлиненных форм создает впечатление невесомости. Храм посвящен Покрову Богородицы. 1 октября – празднование Покрова. У славян это день благодарения земли за урожай. Церковь Покрова на Нерли В Боголюбове. XII в.

Cлайд 15

"Как мера и красота укажут..." Этой формулой руководствовались зодчие, возводя храм Покрова на Нерли. Оказалось, что размеры его относятся примерно как 2:3:5:8, т. е. совпадают с числами Фибоначчи, а высота храма и его длина составляют золотую пропорцию. Стены храма украшает традиционная белокаменная резьба, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Аркатурный пояс

Cлайд 16

На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними - фигуры львов. Еще ниже - три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Cлайд 17

Храм построен из тесаного белого камня князем Андреем Боголюбским в 1165 г. в 1 км от Боголюбова, в пойменных лугах, на насыпанном и укрепленном холме. Является памятником победы над волжскими болгарами. Сохранилось предание о том, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава – в память о нём.