Оптимальные режимы работы холодильных установок. Слишком низкое давление всасывания

Оптимальные режимы работы холодильных установок. Слишком низкое давление всасывания

Давление всасывания может быть ниже нормы вследствие:

  • недостаточного количества хладагента;
  • загрязнения воздушного фильтра, испарителя или вентилятора;
  • растяжения ремня вентилятора;
  • обмерзания испарителя;
  • слишком низкой уставки перегрева ТРВ;
  • слишком низкой уставки автоматического регулирующего вентиля;
  • наличия сопротивления в линии подачи хладагента.
  1. Необходимо обнаружить и ликвидировать причину низкого давления всасывания, так как все масло из картера компрессора может быть транспортировано в систему, и, следовательно, возможно повреждение компрессора.
  2. Недостаточное количество хладагента в системе является результатом его утечки. Поэтому ее необходимо обнаружить и ликвидировать, а систему дозарядить недостающим количеством хладагента. Место утечки хладагента легко обнаружить визуально по наличию масла. Если этого недостаточно, то используют течеискатель. Однако с помощью течеискателя трудно обнаружить утечку при сильной циркуляции воздуха или при высокой концентрации хладагента в закрытом помещении. В этих случаях используют мыльный раствор или жидкую пластмассу, которыми обмазывают подозрительное соединение. В месте утечки хладагента в течение 5 сек. появляются пузырьки. Если при ликвидации утечки требуется нагревать трубопровод, то предварительно из него выпускают хладагент, чтобы предотвратить его выброс и, как следствие, возможную травму механика.
  3. Загрязненный воздушный фильтр со стороны входа воздуха в вентилятор, часто является причиной низкого давления всасывания в системе кондиционирования воздуха, так как ограничивается обдув испарителя, и тепловая нагрузка на холодильную машину снижается.
  4. Загрязнение испарителя часто является причиной низкого давления всасывания в системах кондиционирования воздуха и в холодильных машинах. Через загрязненный испаритель проходит меньше воздуха. Грязь на корпусе также уменьшает коэффициент теплопередачи аппарата. Если воздушный фильтр установлен неправильно или засорен, то воздух, насыщенный пылью, проходит мимо фильтра и пыль оседает на ребрах испарителя. Для нормального функционирования машины испаритель следует очищать, а в некоторых случаях даже демонтировать и очищать струей водяного пара. При этом не следует допускать попадания влаги в холодильную систему.
  5. Загрязненный вентилятор не подает необходимое количество воздуха для обдува испарителя, в результате чего требуемая нагрузка на испаритель не создается и давление всасывания будет низким. Вентилятор загрязняется вследствие неправильного монтажа воздушного фильтра или происходит загрязнение фильтра в процессе эксплуатации агрегата. Загрязненный вентилятор снимают и очищают его лопасти.
  6. При растянутом или поврежденном ремне не обеспечивается нормальная работа вентилятора и обдув испарителя, поэтому нагрузка на испаритель и давление всасывания уменьшаются. Растянутый ремень можно отрегулировать натяжением, и агрегат будет работать.
  7. При обмерзании испарителя понижается давление всасывания, так как изолирующие свойства льда или инея снижают теплопередачу от воздуха к хладагенту. Испаритель обмерзает из-за низкой тепловой нагрузки на холодильную машину или недостаточного количества хладагента в системе. Пониженная нагрузка на испаритель может быть результатом загрязнения воздушного фильтра, испарителя, вентилятора, растяжения или повреждения ремня вентилятора. Недостаточное количество хладагента в системе происходит в результате его утечки. Для удовлетворительной работы машины устраняют неполадки и оттаивают испаритель. Оттаивание испарителя производят вентилятором при выключенном компрессоре. Вентилятор работает до полного удаления ледяной шапки с испарителя. Этот процесс ускоряется при подводе небольшого количества теплого воздуха к вентилятору. При этом не следует допускать перегрева испарителя.

ГЛАВА
Эксплуатация и рабочие режимы поршневых компрессоров9

Функция компрессора, как известно, заключается в поддержании определенной разницы давлений в холодильном контуре для обеспечения постоянной циркуляции жидкого холодильного агента и наличия холодильного цикла.

Подачу жидкого холодильного агента, циркулирующего в компрессоре, можно теоретически рассчитать по следующей формуле:

V - объем подачи (м 3 /с);

п - скорость вращения (об./мин);

Z - количество цилиндров;

D - внутренний диаметр цилиндров (м);

S - ход поршня (м).

В компрессорах с обычными электрическими асинхронными электродвигателями с 4 полюсами и частотой тока 50 Гц скорость вращения составляет 1450 об./мин. Количество цилиндров может быть 2, 4, 6 или 8 в зависимости от модели и технических характеристик компрессора. Внутренний диаметр D зависит, естественно, от конструкции компрессора, так же, как и ход поршня S.

В некоторых моделях среднее значение мощности D составляет 0,095 м, а величина.S* - 0,08 м; этому соответствует объем подачи газа 197,5, 296 и 394,5 м 3 /час при наличии соответственно 4, 6 и 8 цилиндров.

В действительности, как мы увидим, на функционирование компрессоров холодильных установок оказывают воздействия разнообразные факторы.

По данным организации ASHRAE, основными факторами воздействия на рабочие значения поршневых компрессоров являются:

Неэффективная работа клапанов в связи с несоответствием фаз (преждевременное и позднее открытие и закрытие);

Падение давления газа внутри компрессора (краны всасывания и подачи, механические фильтры, двигатель - в герметичных и полугерметичных компрессорах, зазоры клапанов и пр.);

Расширение газа в «мертвом» пространстве;

Доразогрев холодильного агента из-за механического трения как на стенках цилиндров, так и в двигателе (в герметичных и полугерметичных компрессорах), передачи тепла компрессии и пр.;

Просачивание газа через поршневые кольца;

Нарушение нормальной циркуляции масла;

Отклонение кривой изоэнтропического давления.

Трудно проанализировать причины, которые могут присутствовать, все или каждую в отдельности, и их влияние на производительность разных типов компрессоров, поэтому ASHRAE выделяет четыре основных показателя, влияющих на общую производительность компрессора:

1. Производительность компрессора (rj c): относится только к процессам, происходящим внутри камеры компрессора. Представляет собой отклонение реальной величины компрессии от изоэнтропического и адиабатического. Определяется путем отношения требуемой для изоэнтропической компрессии газа работы к действительно производимой работе воздействия на газ в компрессионной камере (устанавливаемого путем измерений).

2. Производительность механическая (Л т У- отношение между работой, производимой в отношении газа (определяемой путем измерений), и работой, производимой в отношении вала компрессора.

3. Производительность объемная (rj v): отношение действительного объема газа, попадающего в компрессор, и теоретического объема самого компрессора.

4. Производительность адиабатическая (г/ а): отношение работы, требуемой для достижения изоэнтро-пической компрессии газа, и теоретическим объемом самого компрессора.

Займемся теперь изучением условий функционирования компрессора, оказывающих на него наибольшее влияние. Таковыми являются:

Давление всасывания;

Давление нагнетания;

Соотношение давлений;

Температура в конце компрессии.

Температура всасывания насыщенного газа связана с температурой испарения, оказывающей значительное влияние на рабочие характеристики компрессора. Действительно, она определяет удельный объем газа, попадающего в компрессор.

При снижении температуры всасывания, соответственно, снижается давление, что приводит к повышению удельного объема газа. Из-за того, что компрессор, работая на определенной скорости, изменяет постоянный объем газа, повышение удельного объема выливается в снижение весовых значений переносимого холодильного агента, а вследствие этого - в снижение вырабатываемой холодильной мощности.

К ухудшению рабочих показателей компрессора приводит также повторное расширение (реэкспан-сия) газа, оставшегося в «мертвом» пространстве: если давление нагнетания остается постоянным и снижается давление всасывания, газ, сжатый в «мертвом» пространстве, должен расшириться еще больше для того, чтобы сравняться с более низким давлением на всасывании и сделать возможным поступление газа в испаритель. Поэтому реальное количество газа, перемещаемого компрессором, уменьшается, что приводит к дальнейшему понижению холодильной мощности.

На практике при типичных значениях температуры кондиционирования снижение температуры испарения на ГС приводит к снижению производительности примерно на 2-3% и потребляемой мощности примерно на 1,5%.

Давление на нагнетании также влияет на величину холодильной мощности компрессора, однако в меньшей степени по сравнению с давлением на всасывании. Повышение давления вынуждает компрессор работать на повышенных режимах с соответствующим повышением потребления электроэнергии, необходимой для осуществления перемещения газа к конденсатору. На уровне типичной величины давления/температура при кондиционировании повышение температуры конденсации на ГС приводит к снижению холодильной мощности примерно на 1,5-2% с повышением потребляемой мощности примерно на 1,5%.

Реальное значение температуры в конце компрессии определяет отклонение кривой реального значения компрессии рт кривой изоэнтропической компрессии. Определить ее значение можно по следующей выведенным опытным путем формуле:

Т т - абсолютное значение температуры подачи газа (К);

Т а - абсолютное значение температуры всасывания газа (К);

Р т - абсолютное значение давления подачи газа (Н/м 2);

Р а - абсолютное значение давления всасывания газа (Н/м 2);

п - степень компрессии.

Значение степени компрессии п получают экспериментальным путем посредством испытаний, произведенных на компрессоре; таким образом, он применим к тем типам компрессоров, которые были подвержены соответствующим испытаниям, и зависит также от типа холодильного агента и соотношения давлений (Р т /Р а).

Реальное значение температуры в конце компрессии, определяемое в месте достижения реальной компрессии, позволяет оценить разницу между величиной изоэнтропической и реальной компрессии. В большей степени практическое значение имеет то, что это позволяет установить, не превышены ли предельные рабочие значения, после которых начинается подгорание, деформация клапанов и пр.

До настоящего времени поршневые компрессоры остаются наиболее широко распространенным типом компрессоров в холодильных установках и установках для кондиционирования воздуха, хотя в секторе низких мощностей компрессоры scroll уже почти полностью вытеснили поршневые герметичные и полугерметичные компрессоры равной мощности.

Существуют следующие виды поршневых компрессоров:

- Герметичные. Двигатель и компрессор спарены напрямую и заключены в один корпус из стального листа. Электродвигатель охлаждается всасываемым газом (рисунок 9.1).

- Полугерметичные. Двигатель и компрессор остаются соединенными непосредственно, однако помещены в чугунный корпус, имеющий доступы для технического обслуживания и ремонта. Электродвигатель охлаждается всасываемым газообразным холодильным агентом (рисунок 9.2).

- Открытые. Компрессор помещается в чугунном корпусе, из которого выходит вал подсоединения к внешнему двигателю (рисунок 9.3).

Рисунок 9.1. Типичный герметичный компрессор. Двигатель и компрессор спарены непосредственно в запаянном корпусе.

Рисунок 9.2. Полугерметичный компрессор. Двигатель и компрессор соединены непосредственно, однако имеются доступы к агрегату через крышки и пластины на болтах.

Рисунок 9.3. Открытый компрессор с электронным аварийным датчиком недостаточности смазки. Виден выходящий вал для подсоединения к двигателю.

Представленные виды компрессоров имеют общие показатели цикла сжатия-расширения (рисунок 9.4). Условно цикл можно разделить на 4 фазы:

1. Сжатие (участок АВ). Поршень начинает двигаться в цилиндре из нижней «мертвой» точки, сжимая имеющийся в нем холодильный агент в газообразном состоянии, с повышением температуры, всасывающий и выпускной клапаны закрыты.

2. Подача (участок ВС). Когда поршень достигает течки В, давление газа становится достаточным для открытия выпускного клапана. Происходит подача (выход) газа, продолжающаяся вследствие движения поршня к точке С. Теоретически, на протяжении всей этой фазы, давление остается постоянным и соответствует давлению конденсации. Поршень достигает верхней мертвой точки (точка Q. Между головкой поршня и головкой цилиндра имеется вредное («мертвое») пространство (которое по причинам механического порядка не может быть равно нулю), где остается некоторое количество газа, не выходящего наружу.

3. Повторное расширение (участок CD). От точки С поршень начинает двигаться в обратную сторону, что приводит к снижению давления в цилиндре. Выпускной клапан закрывается, а оставшийся в цилиндре газ повторно расширяется, передавая поршню накопившуюся до этого энергию. Давление в точке D снижается, приводя к открытию всасывающего клапана. Газ, поступающий от испарителя, может поступать в цилиндр.

4. Всасывание (участок DA). Поршень продолжает двигаться в обратную сторону, одновременно в цилиндр поступает газ. При достижении поршнем нижней «мертвой» точки всасывающий клапан закрывается. Теоретически фаза всасывания также протекает при постоянном давлении.

Рисунок 9.4. Теоретический цикл сжатия-расширения в поршневом компрессоре.

Реальный цикл сжатия-расширения значительно отличается от теоретического. Действительно, как всасывающий, так и выпускной клапаны приводят к утечке, которая должна быть компенсирована компрессором путем снижения давления всасывания и повышения давления подачи. Кроме того, необходимо учитывать утечки, связанные с повторным расширением газа, остающегося во вредном («мертвом») пространстве цилиндра. Повторное расширение возникает, когда поршень начинает двигаться по цилиндру вниз. Поэтому реальный график выглядит примерно так, как показано на рисунке 9.5.

Работа, выполняемая компрессором

Рисунок 9.5. Реальный цикл сжатия-расширения в поршневом компрессоре. Показаны утечки, связанные с работой всасывающего и выпускного клапанов, приводящие, соответственно, к понижению или повышению давления (точки В и D), и утечки, вызванные повторным расширением газа, остающегося в цилиндре во вредном («мертвом») пространстве.

Герметичные компрессоры обычно имеют несколько цилиндров и используются для кондиционирования воздуха с использованием хладагентов CFC, HCFC, а в настоящее время и HFC. Внутренний корпус компрессора выполнен из алюминия и располагается в нижней части. В нем находятся цилиндры, основной подшипник вала, каналы подачи газообразного холодильного агента, а в моделях большей мощности - емкость для гашения пульсации холодильного агента и понижения шума и вибрации. В смонтированной на головке цилиндра панели клапанов расположены пластинчатые всасывающий и выпускной клапаны, имеется также аварийный обводной клапан (bypass). Конструкция клапанов оказывает влияние главным образом на объемную производительность, величину пиковых значений компрессии подачи, уровень шума и ресурс компрессора.

Коленвал для моделей малой мощности обычно выполнен из чугуна, а для моделей с мощностью выше 1 кВт - из стали. На нем укреплен ротор электродвигателя. Поршни и шатуны чаще всего алюминиевые.

Корпус представляет собой две оболочки (верхняя и нижняя) из штампованной стали, соединенные периферийной сваркой, из него выведен блок клемм и три медные трубки: всасывания, подачи и вспомогательная.

В моделях самой большой мощности смазка осуществляется шестеренчатым насосом, подсоединенным к коленвалу и погруженным в масленый картер. В моделях меньшей мощности смазка осуществляется с использованием трубочки, вставленной в коленвал, которая опускается ниже уровня масла при работающем агрегате. Специальная спиралеобразная насечка на коленвале позволяет маслу циркулировать под действием центробежной силы, достигая при этом вкладышей шатуна.

В герметичных компрессорах малой мощности используются асинхронные однофазные электродвигатели и трехфазные - в более мощных. Скорость вращения электродвигателей с двумя полюсами составляет примерно 2950 об./мин. Двигатели имеют особую конструкцию, позволяющую производить охлаждение с использованием газообразного холодильного агента, и имеют изоляцию, соответствующую химико-физическим характеристикам последнего. Предельные значения напряжения при нормальном функционировании этих электродвигателей обычно составляют от ±10% относительно номинального. Для облегчения запуска однофазных двигателей, имеющих низкую приемистость, при подключенном компрессоре должны применяться соответствующие меры.

Электродвигатели герметичных компрессоров имеют защиту от перегрева. При правильном использовании соответствующих устройств, располагающихся внутри или снаружи корпуса компрессора, происходит их быстрое срабатывание. В первом случае защитное устройство находится в контакте с обмотками двигателя и при появлении признаков перегрева может срабатывать очень быстро. Защитные устройства, установленные на внешней стороне корпуса компрессора, используются в компрессорах малой мощности, например, в бытовых холодильниках.

Корпус двигателя-компрессора смонтирован внутри единой оболочки на пружине.

В настоящем разделе мы рассмотрим обычные компрессоры для кондиционирования воздуха; для компрессоров холодильных установок обычно применяются различные модификации конструкции.

Корпус, в зависимости от модели, может быть выполнен из чугуна с цилиндрами, сделанными непосредственно в корпусе, или в виде «оболочки» с цилиндрами со вставными гильзами (рисунок 9.6). Одна из сторон остается открытой для установки электродвигателя. Затем она закрывается крышкой на болтах. Масляный насос расположен на противоположной стороне. Панель клапанов, располагающаяся над блоком цилиндров, закрывается под соответствующей головкой.

В центре корпуса сделано ложе для коленвала. Под ним расположен масляный картер с соответствующей крышкой снизу, крышка картера - на болтах.

1) Электродвигатель

2) Блок клемм

3) Блок шатун-поршень

4) Головка с защитной пружиной для гашения гидравлических ударов

5) Вставная гильза

6) Аварийный клапан

7) Клапан давления масла

8) Дисковый масляный фильтр

9) Контуры смазки

10) Коленвал

12) Фильтр на линии всасывания

13) Фланец подсоединения линии всасывания

Шестеренчатый масляный насос не виден

Рисунок 9.6. Полугерметичный компрессор в разрезе. Цилиндры имеют вставные гильзы.

Коленвал обычно выполнен из легированной стали горячей штамповки и имеет осевое отверстие для подачи масла; в более мощных моделях применяется более жесткий коленвал из чугуна, менее подверженный вибрации. В обоих случаях он должен пройти статическую и динамическую калибровку.

Шатуны выполнены из алюминия с характеристиками антитрения без вкладышей, за исключением специальных компрессоров, выполненных из сплава алюминия и имеющих подшипники антитрения Крепление ножки шатуна производится с использованием винтов или винтов и болтов.

Поршни обычно выполнены из алюминия и имеют плоскую либо выпуклую головку. На них имеется маслосъемное кольцо и одно (или несколько) компрессионных. В моделях большой мощности головка поршня обычно имеет выпуклую форму для уменьшения «мертвого» пространства, имеется также два или три компрессионных кольца и одно маслосъемное. Пальцы, выполненные из стали с термообработкой, закрепляются с двух сторон поршня стопорными кольцами. Всасывающий и выпускной клапаны, обычно пластинчатого типа из эластичной стали, установлены на панели клапанов и имеют одну рабочую плоскость. Они обеспечивают надежность функционирования и позволяют упростить конструкцию, что облегчает техническое обслуживание компрессора.

В компрессорах большей мощности применяются дисковые и кольцевые клапаны (рисунки 9.7 и 9.8), имеющие более высокие рабочие характеристики по сравнению с пластинчатыми и позволяющие обеспечить более высокие значения объемной производительности компрессора (рисунок 9.9).

Рисунок 9.7. Пластинчатый (а) и кольцевой (б) клапаны в разобранном виде.

Рисунок 9.8. Типичная схема функционирования пластинчатых клапанов цилиндра на фазе всасывания и выпуска.

Для смазки обычно используется шестеренчатый масляный насос, приводимый в действие коленва-лом и защищенный фильтром со стороны линии всасывания. В контуре смазки имеется магнитная пробка для уловления металлических частиц, образующихся при износе деталей. В масляном картере установлен гильзовый электрический нагреватель, срабатывающий при остановке компрессора. Его задача заключается в предотвращении смешивания масла с холодильным агентом (представляющим опасность при запуске) и миграции холодильного агента при отключенном агрегате.

В полугерметичных компрессорах чаще всего используется асинхронный трехфазный электродвигатель с ротором типа «беличьего колеса». Его коэффициент мощности изменяется с изменением нагрузки от 0,80 в моделях малой мощности, до 0,92 и более в моделях мощностью 75 кВт и более. Коэффициент мощности электродвигателя также возрастает с увеличением его размера.

Рисунок 9.9. а) Поршневой полугерметичный компрессор в разрезе; б) внешний вид дискового клапана; в) ход потока газообразного холодильного агента.

Скорость вращения обычно составляет 1450 об./мин. (двигатель с 4 полюсами), но в торговой сети имеются эл. двигатели с двойной полярностью (с 4 и 8 полюсами), имеющими две рабочие скорости: 1450 и 725 об./мин, что позволяет изменять величину холодильной мощности.

В герметичных компрессорах наиболее часто используется прямой запуск. В полугерметичных же могут использоваться различные системы запуска: - прямой запуск (для моделей малой мощности);

Запуск звезда-треугольник;

Запуск типа part winding, с разделенными обмотками статора.

Запуск звезда-треугольник. Эл. двигатели, предназначенные для запуска звезда-треугольник, позволяют обеспечить два различных типа подсоединений обмоток статора: звездой или треугольником, что позволяет производить запуск при небольших пусковых токах. Например, в эл. двигателе с номинальным напряжением 380 В с помощью специального коммутатора обмотки сначала соединяются по схеме звезда (получая возможность запуска при пониженном напряжении 220 В); через несколько секунд, когда эл. двигатель набирает рабочие обороты, срабатывает реле времени, производя размыкание соединений по звезде и устанавливая соединение по схеме треугольник, рассчитанное на полное значение напряжения (380 В). Таким образом, потребление электроэнергии понижается, и в еще большей степени понижается пусковой ток. В силу этой причины компрессоры часто запускаются вхолостую, для чего используются соответствующие регуляторы компрессора.

Запуск типа part winding. Эл. двигатели, рассчитанные на этот тип запуска, имеют две полностью изолированные друг от друга обмотки, например, 2/3 + 1/3, 3/5 + 2/5 или другие комбинации, в зависимости от конструкции изготовителя. Обмотки имеют внутреннее подсоединение и действуют параллельно. Соединения не являются сообщающимися, и двигатель может работать только на одном значении напряжения. Первая обмотка (например, 2/3) используется для запуска. С небольшим запозданием (примерно через секунду) должна подсоединяться и вторая обмотка (в нашем примере 1/3). В других случаях обмотки не являются полностью отделенными друг от друга. Преимущество запуска типа part winding заключается в обеспечении снижения потребления тока при запуске приблизительно в 2 раза. В этом случае также может быть использован холостой запуск компрессора.

Существуют другие системы запуска, предусматривающие использование инвертора для обеспечения плавного запуска двигателя, однако они мало распространены и применяются в основном в агрегатах малой мощности.

Технические характеристики изоляции обмотки эл. двигателя должны обеспечивать совместимость с химико-физическими характеристиками холодильного агента, как и в случае герметичных компрессоров. Полезно напомнить, что двигатели, установленные в полугерметичных и герметичных компрессорах, охлаждаются газообразным холодильным агентом, а потому имеют установочную мощность ниже эл. двигателей, функционирующих на открытом воздухе, при равенстве величин производимой работы. Наоборот, тепло, передаваемое от двигателя холодильному агенту, вызывает понижение общих показателей функционирования агрегата. В общем плане, при одинаковых объемах цилиндров компрессоров холодильная машина с герметичным компрессором может обеспечить более высокие значения холодильной мощности от 2 до 5%, чем в агрегате с полугерметичным компрессором.

Таким образом, проблеме охлаждения двигателя полугерметичных и герметичных компрессоров следует уделять особое внимание, особенно при переменном режиме функционирования. Как уже говорилось, при снижении температуры испарения увеличивается удельный объем всасываемого газа и в связи с этим уменьшается вес газа, циркулирующего в единицу времени. Если при определенной весовой производительности компрессора не удается переработать все тепло, вырабатываемое двигателем, происходит повышение температуры в обмотках, которое может привести к нарушению изоляции обмотки и к сгоранию самого эл. двигателя. Повышение температуры конденсации также приводит к перегрузкам в работе эл. двигателя с повышением температуры в обмотках и температуры газа в конце цикла сжатия.

Но есть и еще одна опасность в отношении величины перегрева газа на выходе из испарителя, составляющего обычно 4-8°С. Если перегрев по каким-то непредвиденным причинам превышает допустимые нормы, обмотки двигателя подвергаются перегреву, поскольку газ не успевает охлаждать их соответствующим образом из-за их слишком высокой температуры. Еще одной потенциальной причиной неисправностей являются слишком частые запуски, поскольку эл. двигатель не успевает переработать тепло, накапливаемое после каждого пикового режима.

Защита двигателя от перегрева обеспечивается чаще всего путем установки электронных устройств, срабатывающих быстро и своевременно. Нередко применяются два встроенных термистора, устанавливаемых в обмотках эл. двигателя, один со стороны входа и один на выходе холодильного агента из двигателя. Термисторы соединены с внешним электронным блоком, который в случае разбалансиров-ки подает сигнал отключения электропитания, вызывая остановку компрессора.

Существует также тенденция устанавливать датчик температуры на линии нагнетания газообразного холодильного агента компрессора для контроля температуры в конце компрессии. Устанавливаются также автоматические выключатели, калиброванные таким образом, чтобы обеспечить защиту от скачков тока.

Регулировка холодильной мощности широко применяется в полугерметичных компрессорах выше определенного номинала мощности. Кроме приведения в соответствие потребности объекта и производительности компрессора, она имеет два других позитивных момента: поддерживает постоянный режим функционирования компрессора, ограничивая число запусков/остановок, что позволяет снизить потребление электроэнергии.

Современные устройства регулировки холодильной мощности, вмонтированные в компрессор, обеспечивают, главным образом, закрытие всасывающего клапана одного или нескольких цилиндров, что не допускает совершения полезной работы контролируемыми цилиндрами. Действительно, в них, происходит постоянное сжатие и расширение одного и того же газа. Обычно используют соленоидные клапаны, управляемые термостатом регулировки работы агрегата. На рисунке 9.10 показана принципиальная схема функционирования системы контроля холодильной мощности, используемой в ряде моделей одним из крупных изготовителей компрессоров. Она основана на использовании соленоидного клапана, установленного в головке контролируемого цилиндра. Когда соленоидный клапан срабатывает по команде с термостата, его приводной поршень присоединен к участку высокого давления компрессора посредством специального канала. Давление на подаче сохраняет всасывающий клапан в положении «закрыто вниз», прижимая соответствующую пружину. Тем самым клапан перекрывает канал всасывания на панели клапанов и препятствует поступлению газа в цилиндр. Компрессор же продолжает функционировать с частичной загрузкой с меньшими величинами холодильной мощности. Почти в той же пропорции снижается величина потребляемой электроэнергии, вследствие чего компрессор работает с большой эффективностью даже при частичных нагрузках. Распространены также прессостатические клапаны, приводящиеся в действие давлением сжатого газа, перекрывающие доступ к контролируемым цилиндрам при понижении давления ниже определенного уровня.



А) Функционирование с полной нагрузкой

Б) Функционирование с частичной нагрузкой

1. Соленоидный клапан

2. Головка цилиндра

3. Приводной поршень

4. Панель клапанов

Рисунок 9.10. Схема функционирования устройства для регулировки холодильной мощности ряда полугерметичных компрессоров.

Еще одной системой регулировки холодильной мощности, получающей все большее распространение, является контроль скорости, изменение которой является важным элементом оптимизации потребления энергии. В герметичных компрессорах малой мощности для изменения режима функционирования и связанных с этим значений часто используют инверторы; в компрессорах же большей мощности подобное решение является пока нерентабельным.

При параллельном соединении большинства полугерметичных компрессоров используется общий холодильный контур. Установки, выполненные с этим типом соединения компрессоров, должны быть специально спроектированы с особыми нормами изготовления и эксплуатации для надежного обеспечения нужных режимов функционирования.

Основным преимуществом параллельного соединения компрессоров является увеличение холодильной мощности за счет использования нескольких (обычно не более 6) компрессоров на одном и том же контуре. Такая схема позволяет лучше регулировать холодильную мощность при частичных нагрузках.

В подобных установках особенную роль играет выравниватель (эквалайзер) давления масла и всасываемого газа между разными компрессорами. Действительно, возникновение разницы давления в картерах компрессоров при их функционировании может привести к утечкам масла из картера, находящегося в худших условиях, с риском полной потери им смазки. Эта опасность существует также при функционировании с частичной нагрузкой, когда один или несколько компрессоров отключены. В настоящее время используют две наиболее распространенные методики решения этой проблемы:

Установка эффективных линий выравнивания давления между компрессорами;

Обеспечение смазки с индивидуальной регулировкой подачи масла в каждый компрессор.

Помимо решения проблемы циркуляции масла, необходимо в то же время обеспечить достаточно высокую температуру перегрева на терморегулирующем клапане даже при минимально возможной частичной нагрузке.

При функционировании компрессора значения давления в картере и в линиях всасывания коллектора не совпадают. Хотя разница давлений на этих участках является незначительной, ее достаточно для влияния на уровень масла. Необходимое выравнивание давления масла может быть обеспечено путем установки специальной линии, соединяющей все компрессоры на уровне их смотровых стекол: речь идет о трубке со строго горизонтальным положением, заполненной маслом только наполовину для обеспечения выравнивания давлений без изменения самого уровня масла. Диаметр такой трубки зависит от мощности компрессора. Как правило, чем он больше, тем лучше значения выравнивания давлений. Кроме того, необходимо предусмотреть еще одну линию на уровне отверстий для залива масла, ее диаметр должен быть не менее 10 мм. Соответствующая схема монтажа показана на рисунке 9.11.

Однако, установка подобных линий требует большого практического опыта. Необходимо убедиться, что скорость газа в контурах всегда достаточная для перемещения масла при самых низких рабочих режимах. Поэтому такая система используется чаще всего на моноблочных агрегатах заводского изготовления, на уже установленном оборудовании предпочтение отдается независимой подаче масла.

Система независимой подачи масла к отдельным компрессорам из общей резервной емкости позволяет обеспечить нормальное функционирование даже при небольшой разнице давлений между картерами различных компрессоров. Эта методика заключается в установке общего сепаратора масла, общей резервной емкости для масла и нескольких регуляторов уровня масла, по одному на каждый компрессор. Регуляторы устанавливаются на место смотрового стекла. Рабочая схема показана на рисунке 9.12. Регуляторы уровня масла имеют свои смотровые стекла для обеспечения возможности контроля уровня масла, производимого через 10 секунд после остановки компрессора. Если контроль произвести раньше, на значения будут оказывать влияние продолжающие действовать компрессоры.



1) Комбинированная линия выравнивания давления и масла 5) Сепаратор масла

2) Линия выравнивания давления 6) Линия возврата масла

3) Смотровое стекло 7) Всасывающий коллектор

4) Аварийный прессостат масла 8) Ложе фильтра

Рисунок 9. //. Параллельные компрессоры с комбинированными линиями выравнивания давления и масла.

Рисунок 9.12. Параллельные компрессоры с независимой системой питания и регулировки масла для каждого компрессора.

Линии всасывания отдельных компрессоров должны соединяться общими коллекторами, позволяющими производить выравнивание давления, которое тем больше выравнивается, чем больше диаметр коллекторов. Соединительные трубки между компрессором и коллектором должны иметь одинаковый диаметр и длину. Всасывающий коллектор должен выполнять также роль сепаратора жидкости, поскольку некоторая часть жидкого холодильного агента может случайно вернуться к компрессорам. Кроме того, учитывая особенности линий, для каждого компрессора рекомендуется установить соответствующий фильтр на участке всасывания. Это может быть как простой сетчатый фильтр, так и фильтр-осушитель.

Для предотвращения возврата холодильного агента в цилиндры отключенных компрессоров необходимо установить коллектор на линии подачи слегка под наклоном в сторону, противоположную направлению движения газа. Его значение заключается в том, что при охлаждении цилиндров они начинают выполнять функцию конденсаторов, вызывая конденсацию газа и образование жидкости. Что приводит к возникновению гидравлических ударов при следующем запуске со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Типичная конструкция установок этого типа предусматривает монтаж одного компрессора вблизи другого, даже с отличающимися характеристиками, для обеспечения лучших условий питания масла и выравнивания давлений. На рисунке 9.13 показана подобная холодильная установка с тремя параллельными компрессорами.

Рисунок 9.13. Холодильная установка с тремя параллельными компрессорами. Следует обратить внимание на вентиляторы охлаждения головок компрессоров.

Открытый компрессор

Основным отличием открытого компрессора от герметичного является использование в нем внешнего двигателя. Этот компрессор оснащен валом, выступающим за пределы корпуса и служащим для подсоединения к двигателю. Сегодня открытые компрессоры используются в основном в промышленных установках и на транспорте: автомобилях, автобусах, контейнерах-холодильниках, судах и пр. Кроме отличий, связанных с использованием двигателя, между открытыми и полугерметичными компрессорами существуют основные схожие черты.

Выход вала за пределы корпуса компрессора обуславливает необходимость соответствующего уплотнения для предотвращения утечек газа и проникновения воздуха. Среди различных типов уплотнений вала наиболее распространенным является вращающееся уплотнение (рисунок 9.14), состоящее из металлического рукава-гармошки, параллельного коленвалу, и кольца из углеродистого материала, прижимаемого пружиной к пластине крышки самого уплотнения.



Рисунок 9.14. Схема вращающегося уплотнения вала, используемая в открытых компрессорах.

Рукав-гармошка вращается вместе с коленвалом, в то время как графитовое кольцо скользит по гладкой поверхности пластины крышки.

Соединение компрессора с двигателем бывает двух типов: - прямое; - шкивно-ременное.

При прямом соединении, наиболее распространенном в настоящее время, компрессор вращается с той же скоростью, что и двигатель; соединение производится с использованием эластичного уплотнения между валом двигателя и валом компрессора (рисунок 9.15).

Рисунок 9.15. Открытый компрессор, соединенный напрямую с внешним двигателем. Соединение осуществляется с использованием эластичного уплотнения (на фото закрыто защитным экраном).

Соединение с использованием клино-ременной передачи позволяет обеспечить желаемую скорость вращения вала компрессора простым подбором шкивов подходящих диаметров. Ремни имеют трапециевидную форму, и их количество определяется мощностью передачи. При этом типе соединения возникают нагрузки на изгиб вала компрессора, которые не всегда имеют допустимые значения и, кроме того, приводят к ускоренному износу уплотнения вала.

Открытые компрессоры обычно снабжены устройством для обеспечения запуска на холостом ходу, что позволяет избежать перегрузок эл. двигателя.

Давление всасывания может быть ниже нормы вследствие:

  • недостаточного количества хладагента;
  • загрязнения воздушного фильтра, испарителя или вентилятора;
  • растяжения ремня вентилятора;
  • обмерзания испарителя;
  • слишком низкой уставки перегрева ;
  • слишком низкой уставки автоматического регулирующего вентиля;
  • наличия сопротивления в линии подачи хладагента.
  1. Необходимо обнаружить и ликвидировать причину низкого давления всасывания, так как все масло из картера компрессора может быть транспортировано в систему, и, следовательно, возможно повреждение компрессора.
  2. Недостаточное количество хладагента в системе является результатом его утечки. Поэтому ее необходимо обнаружить и ликвидировать, а систему дозарядить недостающим количеством хладагента. Место утечки хладагента легко обнаружить визуально по наличию масла. Если этого недостаточно, то используют течеискатель. Однако с помощью течеискателя трудно обнаружить утечку при сильной циркуляции воздуха или при высокой концентрации хладагента в закрытом помещении. В этих случаях используют мыльный раствор или жидкую пластмассу, которыми обмазывают подозрительное соединение. В месте утечки хладагента в течение 5 сек. появляются пузырьки. Если при ликвидации утечки требуется нагревать трубопровод, то предварительно из него выпускают хладагент, чтобы предотвратить его выброс и, как следствие, возможную травму механика.
  3. Загрязненный воздушный фильтр со стороны входа воздуха в вентилятор, часто является причиной низкого давления всасывания в системе кондиционирования воздуха, так как ограничивается обдув испарителя, и тепловая нагрузка на холодильную машину снижается.
  4. Загрязнение испарителя часто является причиной низкого давления всасывания в системах кондиционирования воздуха и в холодильных машинах. Через загрязненный испаритель проходит меньше воздуха. Грязь на корпусе также уменьшает коэффициент теплопередачи аппарата. Если воздушный фильтр установлен неправильно или засорен, то воздух, насыщенный пылью, проходит мимо фильтра и пыль оседает на ребрах испарителя. Для нормального функционирования машины следует очищать, а в некоторых случаях даже демонтировать и очищать струей водяного пара. При этом не следует допускать попадания влаги в холодильную систему.
  5. Загрязненный вентилятор не подает необходимое количество воздуха для обдува испарителя, в результате чего требуемая нагрузка на испаритель не создается и давление всасывания будет низким. Вентилятор загрязняется вследствие неправильного монтажа воздушного фильтра или происходит загрязнение фильтра в процессе эксплуатации агрегата. Загрязненный вентилятор снимают и очищают его лопасти.
  6. При растянутом или поврежденном ремне не обеспечивается нормальная работа вентилятора и обдув испарителя, поэтому нагрузка на испаритель и давление всасывания уменьшаются. Растянутый ремень можно отрегулировать натяжением, и агрегат будет работать.
  7. При обмерзании испарителя понижается давление всасывания, так как изолирующие свойства льда или инея снижают теплопередачу от воздуха к хладагенту. Испаритель обмерзает из-за низкой тепловой нагрузки на холодильную машину или недостаточного количества хладагента в системе. Пониженная нагрузка на испаритель может быть результатом загрязнения воздушного фильтра, испарителя, вентилятора, растяжения или повреждения ремня вентилятора. Недостаточное количество хладагента в системе происходит в результате его утечки. Для удовлетворительной работы машины устраняют неполадки и оттаивают испаритель. Оттаивание испарителя производят вентилятором при выключенном компрессоре. Вентилятор работает до полного удаления ледяной шапки с испарителя. Этот процесс ускоряется при подводе небольшого количества теплого воздуха к вентилятору. При этом не следует допускать перегрева испарителя.
Промышленная

Режим работы холодильной установки характеризуется температурами и давлениями в различных частях холодильной установки и степенью заполнения отдельных аппаратов. Механик должен обеспечить такой режим, при котором заданная температура в охлаждаемом объекте поддерживается с наименьшим коэффициентом рабочего времени. При этом расход энергии, воды и затраты на ремонт будут минимальными. Такой режим называю оптимальным.

О птимальный режим определяется:

  • требуемой температурой в объекте, которая зависит от вида и срока хранения скоропортящихся продуктов;
  • температурой воды или воздуха, охлаждающих конденсатор;
  • схемой и конструкцией отдельных узлов холодильной установки;
  • холодильным агентом.

Оптимальные режимы работы мелких фреоновых установок

У мелких фреоновых установок как с герметичными, так и с открытыми компрессорами имеются следующие характерные особенности.

Холодопроизводительность машины выбрана с большим запасом и регулируется цикличной работой машины. Включение компрессора осуществляется от реле давления или реле температуры. При этом коэффициент рабочего времени b при максимальных теплопритоках равен 0,6…0,8 , а при минимальных -0,2…0,3.

Испарители непосредственного испарения работают, как правило, с верхней подачей холодильного агента. Заполнение их регулируется терморегулирующим вентилем или капиллярной трубкой. Конденсатор имеет воздушное или водяное (из городской сети) охлаждение. Частое открывание дверей в шкафах, прилавках и небольших камерах приводит к быстрому нарастанию инея на испарителе. Работа их полностью автоматизирована. Оптимальный режим этих установок достигается соответствующей настройкой автоматических приборов.

Настройка реле температуры и реле давления. Режимы настройки автоматических приборов обеспечивающие включение и остановку компрессора при достижении заданных температур, приведены в таблице 1.

Если чувствительный элемент воспринимает непосредственно t об , то настройка реле температуры соответствует максимально допустимым колебаниям t об (2 и 3-я колонки). Если реле температуры воспринимает температуру испарителя, то настройка включения и выключения соответствует 4 и 5 колонкам.

Разность между температурой воздуха в объекте и температурой кипения при оптимальном заполнении испарителя зависит от его конструкции и поверхности охлаждения. У большинства мелких фреоновых машин поверхность поставляемого испарителя обеспечивает заданную холодопроизводительность при средней (за время работы компрессора) разности температур t об - t о = 15…20°C. Для низкотемпературного испарителя поверхность испарителей больше и указанная разность снижается примерно до 10°C. После остановки компрессора t о растёт, и к моменту включения разность t об - t о = 2…4°C.

Аналогично осуществляется и настройка реле давления (6-я и 7-я колонки в табл. 46). В шкафах торгового типа, где продукты хранятся обычно не более суток, допустимый верхний предел температуры 6-7 °C. В этих случаях РД н настраивают так, чтобы в период стоянки компрессора температура в испарителе поднялась бы до 1-2°C, то есть на включение при (2,3 …2,4) 10 5 Па. Это обеспечивает оттаивание инея с испарителей за период стоянки компрессора. При более низких температурах объекта, когда толщина инея достигает 3-4 мм, оттаивание производят остановкой компрессора.

Табл. 1

Охлаждаемые объекты

Температура

в объекте, °C

Температура

испарителя, °C

Настройка реле давлений, p изб· 10 5 Па

Рабочее давление

p изб· 10 5 Па

Выклю- чение

Выклю- чение

Выклю- чение

Прилавки

фруктовая

гастрономическая

Низкотемпературные прилавки и камеры

Водоохладители

Температура конденсации. В машинах с воздушным охлаждением конденсатора температура конденсации не регулируется. Поверхность конденсатора обычно обеспечивает заданную холодопроизводительность при разности между температурой конденсации t k и температурой воздуха 10…12°C.

Таким образом, если t вд1 равно 20°C, то t вд2 =26°C и t k =27…30°C. Этой температуре соответствует избыточное давление конденсации 6…6,6·10 5 Па.

Для южных районов (t вд1 =25°C) оптимальное давление 7-7,6·10 5 Па. Указанные оптимальные давления следует поддерживать и зимой (t вд1 =3-5°C).

Температура нагнетания. Температура после сжатия в компрессоре t н устанавливается в зависимости от температур кипения, всасывания и конденсации.

При сжатии насыщенного пара фреона давление, соответствующее температуре t о = -15…- 30°C до избыточного давления 6,6 ат (t k =30°C), температура нагнетания t н =40…45°C. При перегреве всасывающего пара примерно на столько же градусов возрастает t н. Так, при наличии теплообменника t вс увеличивается примерно на 30°C, и температура нагнетания установится 70…75°C.

Аналогично и влияет температура конденсации. С увеличением t k нанесколько градусов, примерно на столько же увеличивается и температура нагнетания.

Заметное отклонение температуры нагнетания от нормальной (более 15°C), указывает на неправильный режим или неисправности в компрессоре.

Помимо указанного температурного режима, нормальная работа холодильной установки характеризуется следующими дополнительными признаками:

  • Компрессор работает без стука;
  • Обеспечивается надёжная смазка всех трущихся деталей;
  • Температура картера компрессора и электродвигателя при этом не превышает температуры окружающего воздуха более, чем на 15-20°C;
  • Холодильная машина полностью герметична;
  • Отсутствует искрение контактов, гудение в магнитном пускателе и нагрев электропроводки.

Приборы автоматической защиты должны останавливать компрессор при опасном режиме (давление конденсации 11,5 ·10 5 Па, ток в силовой цепи не превышает 20% от номинального значения.

Профилактический осмотр и мелкий ремонт малых фреоновых установок.

Проверка режима работы и технического состояния. При проверке режима определяют температуру в охлаждаемом объекте в моменты включения и выключения компрессора. Обычно применяют термометры с ценой деления 1°C или суточные термографы, устанавливая их на средней полке в шкафу или прилавке. Через 20 мин после установки проверить, соответствует ли температура, записываемая термографом, показаниям термометра. При отклонении более, чем на 1°C винтом следует подрегулировать термограф до полного соответствия.

Давление всасывания в моменты включения и остановки компрессора и рабочее давление проверяют мановакуумметром, подсоединяя его к тройнику всасывающего вентиля. В герметичных машинах во избежание возможного попадания воздуха в систему манометры следует ставить лишь в крайних случаях, то есть если не удаётся установить причину отклонений от оптимального режима.

Заполнение испарителя проверяют визуально по обмерзанию рёбер и начального участка всасывающего трубопровода при недостаточном заполнении больше открывают ТРВ. Если заполнение осталось недостаточным, то фиксируют необходимость прочистки жидкостных фильтров или дополнительной дозарядки агрегата фреоном. Проверяют давление нагнетания, присоединив мановакуумметр к тройнику нагнетательного вентиля. Если при стоянке компрессора (более 30 мин) давление в конденсаторе превышает давление насыщенных паров (при данной температуре в помещении) более, чем на 10 5 Па, то фиксируют наличие воздуха в системе. Для проверки настройки РД искусственно повышают давление, щитком преграждают доступ воздуха к конденсатору, и фиксируют срабатывание мановакуумметра. Температуру воды на входе и выходе из конденсатора замеряют термометрами с ценой деления 0,1°C, расход воды - литровой банкой, замеряя продолжительность её наполнения. Если разность между температурой конденсации (определённой по давлению) и температурой воды на выходе t вд2 более 5°C, то фиксируют необходимость очистки конденсатора от водяного камня. (в условиях мастерских).

При повышенной температуре на объекте, при работе компрессора без выключения или с высоким коэффициентом рабочего времени (определяется по циклограмме как отношение суммы отрезков времени работы к общей продолжительности записи) и при повышенном давлении всасывания , проверяют производительность компрессора. О холодопроизводительности компрессора можно судить по максимальной степени сжатия. Для этого перекрывают всасывающий вентиль (по часовой стрелке до отказа) и замеряют давление всасывания и нагнетания. Нормальное отношение абсолютных давлений всасывания и нагнетания равно 20…25. При пониженном соотношении давлений фиксируют необходимость проверки клапанов со вскрытием компрессора или отправки машины в ремонт.

Проверяют, нет ли стука при работе компрессора и электродвигателя. При наличии стука в компрессоре фиксируют необходимость отправки его в ремонт. Подшипники электродвигателя заменяют на объекте.

Нагрев компрессора и электродвигателя определяют на ощупь. При повышенном нагреве верхней части цилиндра фиксируют необходимость разборки клапанов. При нагревании электродвигателя следует проверить определить амперметром величину тока в каждой фазе. Если потребляемый ток превышает номинальный более, чем на 15% или величина тока в одной из фаз больше, чем в других, то электродвигатель следует отправить в ремонт. В компрессоре проверяют, кроме того, уровень масла, натяжение клиновых ремней и наличие ограждений.

В машинах с водяным охлаждением конденсатора проверяют, чтобы при остановке компрессора водорегулирующий или соленоидный вентили обеспечивали перекрытие подачи воды.

Очистка конденсатора от загрязнений. Рубильником или автоматом типа АП-50 отключают агрегат, снимают с рамы электродвигатель, диффузор (у конденсатора воздушного охлаждения), и прочищают конденсатор от пыли волосяной щёткой. Затем промывают теплой водой (с температурой не выше 50°C). Если рёбра забиты липкой грязью, то применяют 3…5% раствор кальцинированной соды.

….Оставшуюся на поверхности конденсатора влагу удаляют струёй сжатого воздуха.

Смазка подшипников электродвигателя. Для смазки подшипников отвинчивают крышки электродвигателя, разбирают его и вынимают ротор с подшипниками, промывают их в бензине (при необходимости заменяют), затем смазывают и собирают. Подшипники качения смазывают 1 раз в 6 месяцев жировым солидолом марки Т или универсальной среднеплавкой смазкой УС-3. Если агрегат расположен в помещениях с высокой температурой (свыше30° C), то смазывают жировым консталином марки М или тугоплавкой универсальной смазкой УТ-1.

Подшипники скольжения смазывают 1 раз в 3 месяца маслом марки «Веретённое-2» или «Индустриальное-12».

Электродвигатель укрепляют на агрегате так, чтобы крыльчатка не задевала за диффузор.

Проверка технического состояния заземляющих устройств. Для безопасности эксплуатации корпус охлаждающего объекта, щиток с электропусковыми приборами и холодильный агрегат должны быть заземлены. Для проверки прочности заземляющих проводов и их сопротивления холодильный агрегат отключают от сети рубильником или автоматом типа АП-50.

При проверке сопротивления один провод ампервольтомметра подключают к заземляемому объекту, а второй - к одной из выводных клемм автомата или рубильника. Если сопротивление более 4 Ом, то машину необходимо отключить и срочно вызвать электрика для устранения повреждения заземляющего устройства.

Прочие работы при техническом осмотре. При профилактическом осмотре, кроме указанных выше, выполняют следующие работы: подтягивают все винты крепления деталей электрооборудования, электросхемы, и уплотнение соединений фреоновых трубопроводов, натягивают или заменяют клиновые ремни, заменяют потрескавшуюся уплотнительную резину, неисправные петли и замки и очищают оборудование от пыли и грязи.

Мелкий ремонт

Мелкий (текущий) ремонт включает в себя все работы по устранению неисправностей, которые были обнаружены при проверке режима работы машины во время осмотра. К ним относятся добавление в систему фреона и масла, замена сальников и клапанов, очистка фильтров и т.д.

Дозаправка системы фреоном. Перед зарядкой фреоном систему тщательно проверяют на герметичность и устраняют неплотности. На малых установках фреон вводят через тройник всасывающего вентиля. Учитывая, что влажность фреона часто бывает завышенной, дозарядку следует производить через технологический осушительный цеолитовый патрон. Перед зарядкой баллон взвешивают и записывают его массу. Для дозарядки жидкостной вентиль на ресивере закрывают, а всасывающий перекрывают на тройник. Затем отсоединяют прессостат и присоединяют к одному концу тройника мановакуумметр, а к другому - последовательно осушительный патрон и баллон с фреоном. Перед затяжкой накидных гаек присоединительную трубку и патрон продувают фреоном из баллона. После этого закрывают всасывающий вентиль на испаритель, принудительно включают компрессор и открывают вентиль на баллоне так, чтобы избыточное давление всасывания не превышало (1 - 1,5) 10 5 Па (1-1,5 кг/с см 2).

После добавления небольшой порции фреона всасывающий вентиль перекрывают на тройник, а жидкостной открывают, проверяя степень заполнения системы. При открытом терморегулирующем вентиле всасывающий трубопровод должен покрываться инеем, а крышка блока цилиндров слегка обмерзать. Если фреона недостаточно, то добавляют ещё порцию. По окончании зарядки баллон взвешивают и записывают в журнал технического обслуживания количество заряженного фреона.

Правила эксплуатации холодильного оборудования

По окончании профилактического ремонта в журнале технического обслуживания механики указывают перечень выполненных работ, дают указания владельцу машины о мероприятиях, которые следует провести для приведения машины в нормальное техническое состояние, и проводят инструктаж работников торговли по правилам эксплуатации.

Правила эксплуатации холодильного оборудования работниками торговли и общественного питания сводятся в основном к следующему:

Каждая установка должна быть закреплена за определённым работником, который несёт ответственность за её сохранность и правильную эксплуатацию;

Не разрешается загружать шкафы, прилавки, витрины продуктами в большем количестве, чем указано в паспорте на установку;

Между продуктами следует оставлять пространство 5…10 см для свободного движения холодного воздуха;

Теплые продукты перед загрузкой следует охладить до температуры окружающего воздуха;

При нарастании инея на испарителе до 5…6 мм нужно остановить компрессор, вынуть все продукты, и открыть дверцы шкафа для оттаивания «снеговой шубы», после оттаивания шкаф должен быть насухо вытерт, запрещается удалять иней скребками, ножами (и другими колюще-режущими предметами);

Нельзя хранить продукты на испарителях, хранить в оборудовании посторонние вещи, накрывать полки фанерой или бумагой, чтобы не нарушать нормальной циркуляции воздуха;

Не реже одного раза в неделю наружную и внутреннюю поверхность шкафа следует промывать мыльной, а затем чистой тёплой водой;

В случае нарушения требуемого температурного режима в шкафу, прилавке или витрине, при безостановочной работе компрессора, при остановке компрессора, когда пусковой аппаратурой не удаётся восстановить его работоспособность, при стуках в машине, чрезмерном перегреве, появлении масляных пятен в соединениях, неплотном прилегании дверок шкафа и других замеченных неисправностях необходимо вызвать механика, обслуживающего установку;

Категорически запрещается принудительно включать компрессор при неисправных приборах, устанавливать самодельные плавкие предохранители (жучки), допускать посторонних лиц к осмотру и ремонту оборудования, снимать ограждение с агрегата и крышки электропусковых приборов.

Здравствуйте! Вопрос по кондиционеру. Имею компрессора Bitzer CSH8553-110 работающие в параллели. Общий конденсатор. Испаритель разделён на две секции с фреоновой стороны и омывается чили водой. Два ТРВ. Температура фреона после испарителя (всас компрессора) = 3-4С (первого компрессора) и 5-6С (второго компрессора). Давление всасывания = 2,8бар (первого компрессора) и 3,6бар (второго компрессора). Давление нагнетания = 17,0 бар. Можно ли уравнять давления всасывания?

22 05 2013 // Вадим

Ответ:

В принципе можно. Ведь так всё организовано и во все параллельных централях, работающих на несколько потребителей холода (т.е. испарителей со своим ТРВ), например, в коммерческом холоде.

Но, почему в Вашей установке происходит такая неравномерность po/to в секциях испарителя - неодинаковая настройка ТРВ, разное гидравлическое сопротивление в секциях испарителя, неодинаковая производительность компрессоров???

Какая ситуация с уровнями масла в маслоотделителях компрессоров? Есть ли какая-то система их выравнивания? Пришлите схему установки пжста.

Re (1): Давление всасывания

Ситуация с маслом печальная. Из-за разности давлений масло перетекает из второго компрессора в первый. Возможно это происходит из-за того что соленоидные клапана выравнивания уровней масла не закрыты полностью и требуется их замена, либо я не знаю как автоматика управляет этими клапанами ввиду того что нет документации по этой системе. По этому и хотелось бы выравнять давления всас. Компрессора новые, работают около двух лет. При любых нагрузках компрессоров (25, 50, 75, 100 %) разница давлений присутствует и практически всегда одинаковая. Заранее извиняюсь за схему установки, оригинальной не имею.

22 05 2013 // Вадим

Ответ:

Проблема, похоже, уже в компрессоре, у которого ро выше. Он уже качает хуже из-за каких то внутренних повреждений. Его объёмная производительность и скорость всасываемого им потока стала меньше, чем у соседнего винта, поэтому и масло (циркулирующее по системе с хладагентом") из системы он "всасывает" меньше.

Замерьте ещё раз перегрев всасываемых паров у обоих компрессоров, д.б. не ниже 7К.

Re (2): Давление всасывания

Спасибо большое за ответы. Давления смог выравнять регулировкой перегрева (ТРВ). При одинаковых давлениях всасывания перегрев паров первого компрессора составляет 5.0-5.5К, второго компрессора 8.0-8.5К. Приемлемы ли эти параметры для работы?

23 05 2013 // Вадим

Ответ:

Значительно прикрыли ТРВ - увеличился перегрев во второй секции испарителя и давления всасывания второго компрессора уменьшилось? Функция ТРВ - регулировать и поддерживать правильный перегрев паров, а не величину давления всасывания.

А был в установке перегрев 5К? Перегрев всас паров 5К - это риск "влажного хода" и повреждения компрессора. Д.б. не ниже 7К. См. на масло! При низком перегреве всас паров оно вспенивается, плохо отделяется в маслоотделителе и улетает в систему.

Re (3): Давление всасывания

До регулировки: перегрев первого = 8,0-8,5К (Рвсас = 2,8бар) и второго = 6,5-7,0К (Рвсас = 3,4). Приоткрываю первый ТРВ: перегрев первого = 5,0-5,5К (Рвсас = 3,1бар), на работу второго никак не повлияло. Начинаю закрывать второй ТРВ: перегрев второго = 8,0-8,5К (Рвсас = 3,1бар), на работу первого не повлияло. Масло не пенится! Вот теперь не знаю что лучше: одинаковый перегрев паров, или одинаковое давление всасывания. Чем лучше пожертвовать?

23 05 2013 // Вадим

Ответ:

Отрегулируйте перегревы в обеих секциях испарителя до безопасных 7..8К и плнаблюдайте за работой установки.

Re (4): Давление всасывания

Чиллер охлаждает гликоль для ледовой арены, два винта CSH 8571, при запуске после простоя высокое давление всасывание на обоих контурах. Может ли на это влиять высокая температура хладоносителя (15 гр.) или же дело в конденсаторе?

20 06 2013 // Павел

Ответ:

Высокое давление паров на стороне всасывания после длительного выключения компрессора может иметь место если во время этой технической паузы хладагент перетекал по холодильному контуру со стороны высокого давления HP (внутренний обратный клапан на выходе из маслоотделителя компрессора - обратник или пилот на нагнетании - конденсатор - ресивер - соленоид на жидкостной линии/ЭРВ) на сторону низкого давления LP (РВ - испаритель - всасывание в компрессор).

Если соленоид на жидкостной линии/ЭРВ надёжно закрыты и в испарителе отсутствуют жидкий хладавгент, то циркулирующий по испарителю хладоноситель с повышенной температурой не сможет спровоцировать чрезвычайный росту р о.

Уточните ещё раз величину перегрева всас паров при работе этого чиллера.

Если всё-таки есть подозрение на то, что хладагент во время останова компрнессора перетекает к нему на всасывание нештатно откуда-то, то можно провести такой эксперимент. После периода нормальной работы компрессора и после его штатного выключения по величине р о с последующим перетеканием газа высокого давления из объёма маслоотделителя на всасывание, необходимо выключить компрессор и перекрыть быстро его запорный вентиль всасывания. Если утечка происходит со стороны высокого давления, то в неработающем компрессоре внутри его корпуса давление начнёт подниматься. Если нет, то это значит, что с этой стороны перетечек нет. Тогда надо повторить эксперимент ещё раз, но перекрыть запорный вентиль нагнетания. Если потом давление в корпусе компрессора начнёт подниматься, значит пары в него поступают со стороны всасывания.

остановка,разгрузка и запуск компрессора FMS

работа в норме,через некоторое время происходит самопроизвольная остановка затем идет разгрузка и повторный запуск компрессора при этом автоматического регулирования температуры не используется что причиной является остановок так как аварии не фиксируется????????????? заранее спасибо.

04 06 2015 // Олег

Ответ:

Вообще-то мы консультируем только по оборудованию БИТЦЕР. Вам надо с этой проблемой обратиться к специалистам Refcomp/

Если на дисплее контроллера, управляющего установкой не появляется никаких сообщений о текущем аварийном отключении компрессора, то можно предположить, что компрессор выключает штатное электронное защитное устройство типа Битцеровского INT69VSY или SE-E1. К нему подключены датчики в обмотках мотора и датчик температуры нагнетания или масла. Встал компрессор по температуре, постоял и опять запустился при автоматическом сбросе аварии.

Заполните форму, чтобы задать вопрос