Письмо в разговорном стиле подруге. Письменные жанры разговорной речи

Письмо в разговорном стиле подруге. Письменные жанры разговорной речи

Для разговорно-бытовой речи типична неофициальная, непринужденная, раскованная обстановка. Специфические черты разговорно-бытового стиля обычно наиболее ярко проявляются тогда, когда речь идет об актуальных в повседневном обиходе предметах, ситуациях, темах. В разговорном общении преобладает особый, обиходный тип мышления. Разговорная речь занимает исключительное положение в системе современного русского языка. Это исконный, первородный стиль национального языка, в то время как все другие - явления более позднего вторичного образования. Разговорная речь часто характеризовалась как просторечие, которое рассматривалось вне рамок литературного языка. На самом же деле она является разновидностью литературного языка.

Потому что, если бы они заботились, они бы поняли, что люди любят получать сообщения от других людей, а не от сущностей. Правило 36: Длинные слова не заставляют вас выглядеть умнее. И, очень распространенное правило в написании книг. Многие слоги задыхаются от вашего торгового сообщения, и если вы пишете, как будто вы умны, это не значит, что вас понимают. Если вы хотите, чтобы люди покупали у вас, вы должны понимать очень хорошо.

Кроме того, действительно умные люди не чувствуют необходимости говорить на повышенном языке. Если есть одно очень длинное слово, которое можно использовать в контексте, тогда напишите его с уверенностью. Но если вы можете найти более короткую замену, не бойтесь, что это заставит вас потерять свою власть.

Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям. Он образует систему, имеющую особенности на всех ярусах языковой структуры: в фонетике, лексике, фразеологии, словообразовании, морфологии и синтаксисе.

Разговорно-бытовой стиль находит свое выражение как в письменной форме, так и в устной.

«Разговорно-бытовая речь характеризуется особыми условиями функционирования, к которым относятся: отсутствие предварительного обдумывания высказывания и связанное с этим отсутствие предварительного отбора языкового материала, непосредственность речевого общения между его участниками, непринужденность речевого акта, связанная с отсутствием официальности в отношениях между ними и в самом характере высказывания. Большую роль играет ситуация (обстановка речевого общения) и использование внеязыковых средств (мимика, жесты, реакция собеседника). К чисто языковым особенностям разговорно-бытовой речи относится использование, таких внелексических средств, как фразовая интонация, эмоционально-выразительное ударение, паузы, темп речи, ритм и т.д. В разговорно-бытовой речи имеет место широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии, лексики эмоционально-экспрессивной (включая частицы, междометия), разных разрядов вводных слов, своеобразие синтаксиса (эллиптические и неполные предложения различного типа, слова-обращения, слова-предложения, повторы слов, разрыв предложений вставными конструкциями, ослабление и нарушение форм синтаксической связи между частями высказывания, присоединительные конструкции и т.п.).

Адреса веб-сайтов и адреса электронной почты автоматически превращаются в ссылки.

  • Строки и параграфы разбиваются автоматически.
  • Используйте это для создания разрывов страниц.
Помимо рекурсивного периода, деятельность Пруста является одним из экспериментов, и из такого видения вышло эссе Контра Сент-Бёве. Утверждение возобновляется в различных формах в эссе: Сент-Бёве, Сент-Бове и Бодлере, Сент-Бёве и Бальзаке. Это доказывает, что это не изолированная идея в эстетической мысли Пруста, а понятие-зверь, выраженное раз и навсегда.

Помимо своей прямой функции - средства общения, разговорная речь выполняет и другие функции в художественной литературе, например, она используется для создания словесного портрета, для реалистического изображения быта той или иной среды, в авторском повествовании служит средством стилизации, при столкновении с элементами книжной речи может создавать комический эффект.

Пруст всегда встречается с ней во время размышлений о литературе и всегда переопределяет ее почти в тех же условиях. Эта точка зрения неизбежно связана с Сент-Бове; у нас сложилось впечатление, что, видя настойчивость прокурора, что это больше, чем эстетическая диссоциация, это почти одержимость. Переведя его на язык психоанализа, можно сказать, что в Прусте есть небольшой комплекс Сент-Бов, основанный на неясном смысле объекта и агрессии или, более конкретно, на агрессии объекта.

Дело стоит того, чтобы проверить, потому что, если это правда, что оно имеет смысл только для повторения, Сент-Бёв для Пруста, более простого критика, является симптомом интеллектуального насилия. Инерция, нерешительность, которую писатель хочет преодолеть, другими словами, то, что он думает о Сент-Бёве и отношениях между критикой и искусством. Торжественный тон исповеди, почти пророческий тон, вызывает, если не подозрение, по крайней мере любопытство к чтению.

§ 2. Языковые особенности разговорного стиля

Произношение . Нередко слова и формы в разговорно-бытовом стиле имеют ударение, не совпадающее с ударением в более строгих стилях речи: д о говор (ср.: нормативное догов о р).

Лексика . Разговорно-бытовая лексика, входя в состав лексики устной речи, употребляется в непринужденной беседе и характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски.

Эта книга была извлечена из более чем пятидесяти ноутбуков и сотен файлов, собранных доктором Робертом Прустом и племянницей писателя г-жой Жераром Манте-Прустом. Этот документ отчасти связан с Прустом, отчасти тем, кто был вынужден поразить единство эстетического и философского видения, потерянного посредством заметок и этапов разработки. Первая группа семьдесят файла содержит шесть эпизодов из первой формы романа А ля отборный утраченного времени, второе эссе двадцать страниц о Сент-Бев, он сначала с объективной шоу позже, что это интегрируется в беседу между автором и его матерью.

Сюда относятся:

и м е н а с у щ е с т в и т е л ь н ы е: вранье, ерунда, злюка, молодчина, толкотня, чепуха и др.;

и м е н а п р и л а г а т е л ь н ы е: дотошный, мудреный, работящий, расхлябанный и др.;

г л а г о л ы: ехидничать, жадничать, секретничать, прихворнуть, тараторить, тормошить и др.;

н а р е ч и я: баста, втихомолку, кувырком, мигом, помаленьку, потихоньку, хорошенько и др.

Ошибки Сус-Бёва с точки зрения Прустика многочисленны, но относятся к одной и той же категории. Сент-Бёв писал в духе поверхностного монтажа. Он был озабочен внешней, социальной частью авторов, а не с незначительной глубиной. Его критика характеризуется духом разговора, внешним исследованием, которое не предает симпатии к автору. Он был невиновен в похвале больших, неодобрительно тем работам, которые он не понимает, и которые именно те, кто победит их время.

Пруст обвиняет Сент-Бёве напрямую, потому что критиковал рационализм и классицизм, то есть именно то, что противоречило выборам Пруста. В истории этих отношений есть также биографическая деталь, деталь, которая не может произвести на читателя впечатление, а не культивировать в нем враждебность к критике. Это процесс Бодлера, что делает Сент-Бёв, когда его попросил поэт в письме, чтобы прийти ему на помощь. Пруст быстро говорит, какое коварное отношение имел критик в этих обстоятельствах: «Сент-Бёв извинился, что его связи с имперским режимом запретили ему это делать, и он был доволен, чтобы написать план защиты без подписи».

Встречаются также разговорные м е с т о и м е н и я (этакий), с о ю з ы (раз - в значении если), ч а с т и ц ы (авось, вон в значении вот, навряд ли), м е ж д о м е т и я (ну, эге).

В разговорно-бытовой речи значительное место занимает фразеология. Это связано с господством конкретного способа мышления в сфере повседневно-обиходного общения. Конкретное мышление не чуждается абстракции. Человек обобщает свои конкретные наблюдения, выделяя нечто существенное и отвлекаясь от каких-то частностей. Например: Нет дыма без огня. Шила в мешке не утаить. Горбатого могила исправит. Для меня математика - темный лес. Тише воды, ниже травы. Вместо того, чтобы сказать Живут недружно, ссорятся - говорят: Грызутся как собаки.

Сент-Бёв, Пруст, также написал письмо о «Цветы зла», которое он воспроизвел в Разговорах в понедельник, но критик поспешил указать, что письмо составлено для защиты Бодлера в сложившихся обстоятельствах. Это еще не все, Сент-Бёв, как только он узнал, что Бодлер опубликует это письмо, он попросил ее вернуться, вероятно, посмотреть, не зашел ли он слишком далеко от хвалы. Вызов Пруста увеличивается, когда обсуждается эпизод кандидатуры поэта в Академии. Кульминацией является то, что Бодлер удовлетворен отношением Сен-Бове.

Его убеждение состоит в том, что он действовал только в соответствии с его интересами. Точно так же Бодлер, который не видит, что восхваления, раскритикованные им, на самом деле, почти клеветнически. Затем, подумав, что Сент-Бёв не знал, о чем он говорит, он также отправил бы ему письмо с описанием личности автора. Пруст пришел к выводу, что: Все это за то, что вы сказали, что человек, который живет в одном корпусе с очень большим гением имеет мало общего с ним и что это абсурдно судить, Сент-Бев, поэт через человек или его друзья говорят о нем.

Разговорная фразеология - великая хранительница традиционной формы. Она хранит много фразеологизмов, возникших в глубокой древности.

Словообразование. В разряде имен существительных используются следующие суффиксы с большей или меньшей степенью продуктивности, придающей словам разговорно-бытовой характер:

- ак (-як) - добряк, здоровяк, простак;

Что касается самого человека, он всего лишь человек, и, возможно, очень хорошо игнорировать то, что живет в нем поэт. И, может быть, это лучше. Правда в том, что Пруст допускает две меры и, следовательно, две морали. Поэт может быть неправ, критик Сент-Бёв, нет. Обилия Бодлера может быть благословлена, если они являются условием искренности и его работы, но осторожность Сейнт-Бове не может быть оправдана. Он скрывает сдержанность, что Пруст не знает, как спекулировать, чтобы доказать, что человек как метод не заслуживает снисхождения.

С одной стороны, Бодлер принимает сложность личности, а Сейнт-Бёв, с другой стороны, видит только узкое и суетное. Поэт может проходить через противоречивые состояния, поскольку «как небеса католического богословия, состоящего из нескольких пересекающихся небес, наша моральная личность состоит из нескольких перекрывающихся персонажей». Человек Сент-Бёв приходит к обсуждению в конце эссе, где Пруст формулирует вывод: нравственность ложной и моральной критики индивидуума бесконечного тщеславия. Автор ссылается на новую формулу Неудачно Сент-Бев и принести оригинальные биографические детали, письмо Сент-Бев, например, мать Бодлера, смерти поэта, письма, которое восхищает запутанную мать.

- ан (-ян) - грубиян, старикан;

- ач - бородач;

"- аш - торгаш;

- ак-а (-як-а) для слов общего рода - гуляка, забияка, зевака;

- сжк-а - дележка, зубрежка, кормежка;

Ень - баловень;

- л-а - воротила, громила, зубрила;

- н-я - возня, грызня;

- отн-я - беготня, пачкотня;

- тай - лентяй, слюнтяй;

Короче говоря, критик, который так много рассказывал о стольких дураках, которые относятся к Бодлеру как к гандиниту, не может восприниматься как великий критик. Мы можем согласиться с этим суровым суждением, меньше, чем метод, который Пруст использует для доказательства плана критика, и еще раз фальшивость его метода, строго обсессивно-биографический метод. Он работает, как говорится, в духе самого ясного и энергичного бовинизма.

Любопытство заключается в том, что эстетическое дистанцирование, совершенно правдоподобное, приемлемое, находится под знаком того же Сент-Бёв. Бальзак - один из современников, которого Сент-Беув обидел. Ссылаясь на него, вы можете подумать, что это первая заслуга Бальзака, что он был неверно истолкован Сент-Бове.

- ун - болтун, говорун, крикун;

- ух-а - грязнуха, толстуха;

- ыщ - глупыш, голыш, крепыш, малыш;

- яг-а - бедняга, деляга, работяга.

К разговорной лексике относятся также слова с суффиксом - ш-а, обозначающие лиц женского пола по их профессии, занимаемой должности, выполняемой работе, занятию и т.д.: директорша, секретарша, библиотекарша, кассирша.

Пруст, несомненно, имеет право на суждение Сент-Бове о Бальзаке, но Пруст на самом деле не слишком далеко от суровости этого суждения. Ему не нравится, полный гений Бальзака, желание романиста ничего не скрывать. Таким образом, богохульство Базака становится подобно смирению Бодлера, силы таланта. Однако брак и благоразумие Сайн-Бёва всегда отвратительны. Они не находят прощения ни при каких обстоятельствах, потому что для Пруста Сент-Бёв больше, чем критик, это персонаж и, конечно же, комплекс, о котором нам придется поговорить.

Сент-Бёв, раз и навсегда, критик, который дал самые ложные масштабы литературы, утверждает Пруст. Пруст также проводит своего рода стилистический анализ, чтобы поддержать его утверждения, он извлекает отраженные клише, отраженные в лексических клише, обнаруживает повторения и ищет значимость двойственных качеств двойственных качеств. Поэтому метод Сент-Бове является анти-литературным. Техника возражения против Марселя Пруста - это то, что знакомо современным критикам.

В большинстве случаев суффиксы субъективной оценки придают словам разговорную окраску: воришка, шалунишка, домишко; грязища, бородища; большущий, злющий; вечерком, шепотком и т.д.

У имен прилагательных, имеющих разговорный характер, можно отметить использование суффикса -аст-: глазастый, зубастый, языкастый и др.; а также приставки пре-: предобрый, премилый, пренеприятный и др.

Отвергая естественный метод Сент-Бёва, посредством которого критик идентифицирует экзистенциальное эго с эго работы, другими словами, объясняет работу через жизнь творца, Пруст сделал известную концепцию само воплощением непонимания литературы, этот метод игнорирует то, что анализ учит нас, сколько углубляется в нас самих, а именно: книга является продуктом другого эго, чем тот, который мы проявляем в наших обычаях, в обществе, в наших пороках. Пытаясь реформировать его в нас, среди нашего существа, мы можем понять это, если хотим понять это.

К разговорно-бытовой лексике относятся многие глаголы на -ничать: безобразничать, бродяжничать, жульничать.

Морфологические особенности разговорной речи характеризуются следующим:

Формой предложного падежа имен существительных: я отпуску, в цеху (ср.: в отпуске, в цехе);

Формой именительного падежа множительного числа: договора, сектора (ср.: договоры, секторы);

Ничто не может спасти нас от этих усилий нашей души. Это больше, чем эго работы, это, по-видимому, глубокое я, которое также может определять другие ценности бытия. Марсель Пруст выполняет эту серьезную критику, начиная с программного критерия и помогает понять непонятых авторов Сент-Бове. Пруст против интеллекта и инстинкта, но он осознает парадокс своей собственной позиции. Сначала инстинкт, но только интеллект должен отдать ему это место.

Эта книга является аргументом в пользу глубоких критических дебатов, которые были до того, как она была опубликована, за существование скрытых неопределенностей, которые делают писателя интеллектуальной, а не агломерацией ненужных и трудных для понимания противоречий. Мы не знаем, как Сент-Бёв ответил бы на Пруста, если бы им повезло стать современниками, и его эссе было опубликовано во время жизни великого французского писателя. Мы знаем, что спорная полемика принесла бы значительные литературные выгоды.

Формой родительного падежа множественного числа: апельсин, помидор (ср.: апельсинов, помидоров);

Разговорным вариантом инфинитива: видать, слыхать (ср.: видеть, слышать).

Синтаксические особенности разговорной речи отличаются большим своеобразием. Это:

Преимущественное использование формы диалога;

Преобладание простых предложений; из сложных чаще используются сложносочиненные и бессоюзные;

Несомненно, Пруст не поколебал Сент-Бове от базы и что они оба остались хорошо расположенными в иерархии основных букв. Таким образом, предметом книги Контр Сент-Бёв является осознание критического будущего того, что для него было бы лучшим критическим методом. Творчески они начинают создавать стихи, статьи и различные прозаические произведения. Это изобилие письма вовсе не удивительно - ведь писать с ранних времен было неотъемлемой частью человеческого выражения. Пишем, мы не только передаем информацию, мы ее бессмертно для будущих поколений, мы бросаем свои мысли, мнения, эмоции.

Широкое использование вопросительных и восклицательных предложений;

Употребление слов-предложений (утвердительных, отрицательных, побудительных и др.);

Широкое использование неполных предложений;

Перерывы в речи, вызванные разными причинами (волнение говорящего, неожиданным переходом от одной мысли к другой и т.д.);

Использование различных по значению вводных слов и словосочетаний;

Использование вставных конструкций, разрывающих основ­ное предложение и вносящих в него дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д.;

Широкое использование эмоциональных и императивных междометий;

Лексические повторы: - Да, да, да.

- различного рода инверсии с целью подчеркнуть смысловую роль выделенного в сообщении слова: Мне туфли больше нравятся те белые;

- особые формы сказуемого.

В разговорной речи встречаются сложные предложения, части которых связаны лексико-синтаксическими средствами: в первой части имеются оценочные слова - молодец, умница, глупец и т.д., а вторая часть служит обоснованием этой оценки: Молодец, что заступилась.

Контрольные вопросы и задания

Задание1.

    Определите, к каким стилям относятся эти тексты.

    Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками (молнии и гром), сопровождаемых дождем, градом и бурными порывами ветра.

    – Ну и гроза! Страшно к окну подходить.

Да, такой грозы давно не было.

Представляешь, в такую грозу очутиться в поле…

3. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застукали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. (И.Тургенев).

Задание2.

Определите стиль речи. Укажите языковые приметы разговорного стиля.

Гей, добрый человек! - закричал ему ямщик. - Скажи, не знаешь ли, где дорога?

Дорога то здесь; я стою на твердой полосе. – отвечал дорожный, - да что толку?

Послушай, мужичок, - сказал я ему, - знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега? (А.Пушкин).

Задание 3.

Какие языковые средства делают текст эмоциональным?

Дело было за елкой. Мать попросила у сторожа топор, но он ничего на это ей не ответил, а встал на лыжи и ушел в лес. Через полчаса он вернулся.

Ладно! Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть, зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо - прямоносые и лупоглазые - и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, но зато такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таежная красавица - высокая, густая, прямая, с ветвями, которые расходились на концах, как звездочки.

(А.Гайдар).

Задание 4.

Определите стилистическое и семантическое своеобразие выделенных слов.

1. Он с этим своим дипломом совсем дошел. 2. Что вы тут базар устроили? 3. Я к вам вечером загляну. 4. Не пойду я ни перед кем кланяться! 5. Ребенку тоже надо свой угол иметь. 6. А между прочим он у себя на работе фигура.

Задание 5.

Раскройте значения разговорных метафор.

1. Ты чего сидишь надутый? Чем не доволен?

2. Нужно, чтобы бригадир был зубастый парень, чтоб и с начальством и со снабженцами поговорить мог, и своим же товарищам внушение сделать.

3. В семье почти никогда не бывает все гладко. Вот Надя на своего Петра обижается, а у самой-то у нее тоже характер - не сахар.

4. Если с детства не будешь у себя волю вырабатывать, то и вырастешь не мужчиной, а тряпкой.

5. Он теперь так вцепился в эту проблему, что заставить его заниматься чем-то другим - совершенно бесполезное дело.

Задание 6.

Сопоставьте значения выделенных слов. Определите, какие из них стилистически нейтральны, а какие разговорные.

1. Николай в детстве сильно заикался. Про рыбалку ты мне не заикайся.

2. Под ватным одеялом жарко будет спать. Что ты сегодня ватный какой-то.

3. Он был влюблен в меня, даже сватал. Сватают меня мастером в нашем цехе.

Задание 7. Определите, какой из двух синонимов является нейтральным, а какой -разговорным.

1. У контролера, дорогие мои, тоже нелегкая работа: во-первых, безбилетного пассажира отыскать, во-вторых, - заставить его штраф платить. Я сегодня пиджак не надел, а деньги-то все там остались. Ну и пришлось на работу зайцем ехать - возвращаться уж было некогда.

2. - Как отпуск провела? - На Оку ездила, в деревне жили. Целыми днями ходили по лесу. Ах, какая прелесть! Сегодня полдня моталась по магазинам за подарками. Народу перед праздником - не дай Бог!

3. - Ну скажи честно: ты ведь струхнул тогда? Честно скажи. Ну, испугался, конечно, немножко. А ты бы на моем месте не струхнул?

4. Распределением книг распоряжается Валентина Васильевна, вы к ней и обращайтесь. - Кто у вас тут контрольными работами командует?

Задание 8. Определите значения выделенных слов.

Утром просыпаюсь, кто-то тюк-тюк по стеклу. 2. Тут вот пирожные в холодильнике лежали. А пирожные тю-тю. 3. Ну, думаю, сейчас сяду и буду заниматься. А тут - дзинь. - Вовка приходит. 4. - Ирина дома? - Что ты! Пришла, поела, переоделась и фьють! - А Женька плавает - ой-ой-ой! Его хоть в спасательную команду записывай.

Задание 9 . Объясните значение выделенных выражений.

У нас с тобой, Артем, ни кола, ни двора. На соседней большой станции рабочие заварили кашу. Этим контрабандистам Гришутка стал поперек горла. Исчез, как в воду канул. Искал до седьмого пота. "Свалился как снег на голову", - смеясь, сказала Рита. К ночи он совсем выбился из сил. Дело выеденного яйца не стоит. Я в этих делах стрелянная птица. Скажи, Цветаев, за что ты на меня зуб имеешь?

Задание 10 . Объясните значения следующих фразеологизмов. В случае затруднения обращайтесь к фразеологическому словарю.

Быть на седьмом небе; не верить собственным глазам; ходить на задних лапках; разинуть рот; застыть на месте; и нашим и вашим; молчать как рыба; ходить вокруг до около; от мала до велика; играть в кошки-мышки; выйти сухим из воды; жить как кошка с собакой; черным по белому написано; дом - полная чаша; денег куры не клюют; только птичьего молока не хватает.

Задание 11 . Запишите фразеологизмы со словом глаз. Подберите подобные фразеологизмы из родного языка.

Не сводить глаз; есть глазами; хлопать глазами; глаз не сомкнуть; пускать пыль в глаза; закрывать (на что), открывать глаза (на кого, что); говорить в глаза; говорить за глаза; поговорить с глазу на глаз; нужен глаз да глаз; делать на глаз; в глазах помутилось; вертеться перед глазами; искры из глаз посыпались; прятать глаза; идти куда глаза глядят; не верить своим глазам; у страха глаза велики.

Задание 12 . Замените выделенные сочетания фразеологизмами со словом глаз.

Такие яблоки вчера мне из Грузии прислали - красота необыкновенная! 2. Мы с приятелем инкрустацией по дереву занимаемся. Но по-разному. Он все рассчитает, рисунок перекопирует, потом точно дерево подбирает. А я - без всяких точных расчетов. В результате: я ему завидую, он - мне. 3. Сейчас Сергей должен ко мне прийти. Ты не обидишься, если мы сразу ко мне в комнату уйдем? Нам очень надо поговорить наедине. 4. Что-то Иван к нам давно не приходит. Может, он уехал куда-нибудь? 5. Тот шкаф всю комнату портит - жалко как-то его становится: привыкли, вроде как член семьи. 6. Думаю: чего это Фролов старается не встречаться со мной. А встретится - старается не смотреть на меня. Ну, потом он сам пришел и честно все рассказал.

Задание 13.

Назовите известные вам разговорные фразеологизмы со словами голова, руки, язык и т.д. Подберите подобные фразеологизмы из родного языка.

Задание 14.

При помощи суффиксов -УН/УНЬ-я, -УХ-а, -УШ-а, -УШК-а, -Л-а (-ЛК-а), -К-а, -Г-а, -ИК образуйте разговорные существительные, со значением "название лица по чрезмерно проявляющемуся признаку".

Хвалиться, ворчать, гулять, работать, зевать, хныкать, ныть, болтать.

Задание 15.

При помощи суффиксов (-я) Г-а, -УЛ-я, (-я) К (-як), -ЫШ, - ЧАК, -АЧ, ОН-я, -ИК, -ИЦ-а образуйте от следующих прилагательных разговорные существительные с общим значением "название лица по сильно проявляющемуся признаку".

Скромный, грязный, толстый, здоровый, крепкий, добрый, веселый, ловкий, голый, тихий, чистый, тупой, умный.

Задание 16.

Объясните, от каких слов образованы данные разговорные глаголы.

Бездельничать, откровенничать, осторожничать, либераль­ничать, модничать, скромничать, капризничать, деликатничать, лентяйничать.

Задание 17.

Определите по контексту, какие семантико-стилистические оттенкиимеет каждое из выделенных существительных.

1. Александр! Ты уже взрослый, и я намерен говорить с тобой как мужчина с мужчиной. 2. Саша, ты слушай, что отец тебе говорит, он ведь за тебя переживает, и он жизнь лучше тебя знает. 3. Сашка! Ты мне голову не морочь - никаких неотложных дел у тебя сейчас нет. Так что поехали с нами. 4. А-а, Сашок! Давай, брат, заходи, только что о тебе говорили. Как раз к чаю. 5. Сашенька, ты бы отдохнул немножко. Поди сынок, погуляй по свежему воздуху.

Задание 18.

Попробуйте восстановить полную форму следующих разговорных фраз. Образец: Не видели с детской коляской? - Не видели женщину с детской коляской?

1. У вас есть от кашля?

2. С зелеными балконами - это ваш?

3. Мне два за тридцать и один бублик?

4. За мной в очках и женщина с ребенком.

5. В серой шубе не проходила здесь?

6. В синем халате всегда с ним кокетничает.

Задание 19.

Данные сочетания запишите в два столбика: в левом - стилистически нейтральные, в правом - стилистически отмеченные (то есть, разговорно-бытовые)

Крутой спуск, крутой нрав; домашнее хозяйство, домашний ребенок; махнуть платком, махнуть за город; съехать по склону, съехать на двойки; боевая слава, боевая девочка; держаться за, город, держаться за кресло; влезть на дерево, влезть в глупую историю.

Задание 20.

Замените фразеологизмы синонимичными словами или свободными сочетаниями.

    Они со свекровью живут душа в душу, просто повезло ей со свекровью. 2. Я в этих таблицах ни бум-бум. 3. Не беспокойтесь! Мы их примем честь по чести. 4. Они что, не знали, что едут сюда на работу, а не на пикник? А не хотят как следует работать – скатертью дорожка! 5. Ты мне не объясняй, мне это уже давно как дважды два – четыре. 6. – Костик там не скучает? – Что ты! Они с Петькой – водой не разольешь, ему о нас и думать некогда.

Упражнение 1.

Прочитайте в виде образца разговорного стиля речи два письма В. Я. Лакшину, писателю, публицисту, Ивана Сергеевича Соколова-Микитова (1892-1975), писателя, рассказчика, очеркиста, отличающегося пристальным вниманием к человеку, природе, животным.

I. 23 июня 1969. Карачарово
Дорогой Владимир Яковлевич!
Посылаю последнюю страничку «Вертушинки» с очень немногими добавлениями. Благодарю за доброту, дружеское письмецо. По-прежнему сижу в моей карачаровской норе, обрастаю барсучьей шерстью. На свет почти не выползаю. Ночами почти не сплю. Живу воспоминаниями. Но как тяжки подчас эти воспоминания!
От Трифоныча получил недавно бодрое письмецо. Рад, что все кончилось благополучно. Радуюсь и тому, что Ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать наш привет друзьям-новомировцам. Дружески обнимаю.
И. Соколов-Микитов
Р.S. Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку «Нового мира», когда она появится на Божий свет.

II. 8 августа 1968. Карачарово
Дорогой Владимир Яковлевич!
Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких рассказов под общим названием «Звуки земли». Боюсь, что эти скромные рассказики не подойдут для серьезного толстого журнала. Но кто знает? Писал же Аксаков записки об ужении рыбы, о птицах. Ежели рассказики не подойдут, в обиде не буду. Верните их Мише, которому я поручил побывать у Вас. Он расскажет Вам о моем житье-бытье.
Что делается у Вас в «Новом мире»? Где Александр Трифонович? Очень хотелось бы повидать вас обоих в карачаровской барсучьей норе. Удастся ли?
Крепко жму руку.
И. Соколов-Микитов

1. Обратите внимание на основные компоненты письма

а) начало (дата, место, форма обращения к адресату);
б) основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым);
в) конец (пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма - если они не были указаны в самом начале).


2. Выделите признаки разговорного стиля: в лексике, словосочетаниях, устойчивых оборотах речи, структуре предложений.

3. Какое из двух писем вы отнесли бы к сугубо личным, интимным, а какое к деловым и в то же время дружеским? Почему?

4. Попытайтесь передать отношения И. Соколова-Микитова и В. Лакшина на основе первого письма и второго. Какие стороны их отношений в большей мере раскрываются в первом письме, какие - во втором? Подтвердите это фактами из писем.

Упражнение 2.

Напишите письмо близкому для вас человеку. Подумайте над формой и содержанием письма, какое оно будет. Нужно ли жаловаться или хвалиться? Выберите тон письма. Как закончить письмо?

Упражнение 3.

Запишите данные ниже слова по группам:

а) общеупотребительные;

б) разговорные;

в) просторечные.

Ахнуть, балагурить, вдогонку, жадничать, промозглый, всплакнуть, бе..порядок, беспр..дел, вкалывать, ручеек, дурачье, бабуля, зайчишка, расческа, печка, замаскировать (в переносном значении), дом, навор..вать, стол, нахапать, приработок, большущий, скрыть, шабашка, заморозки, лесник, небосклон, горизонт, побережье.

Продолжите примерами все группы слов.

Упражнение 4.

Из данных ниже фразеологизмов выберите только относящиеся к двум стилям: а) к официально-деловому; б) к разговорному. При определении стилевой принадлежности фразеологизма вспомните характерные особенности лексики этих стилей. К каждому фразеологизму запишите (если это возможно) синонимичное ему слово или словосочетание.

Бросать слова на ветер, входящие и исходящие бумаги, взять под стражу, внести вклад, вылететь в трубу, довести до сведения, дурью маяться, ждать-пождать, заключить в объятья, левый заработок, надуть губы, отдать Богу душу, очная ставка, покрыто тайной, поставить на вид, прокладывать дорогу, протянуть ноги, раскинуть мозгами, сделать карьеру, стереть с лица земли, уйти из жизни, гражданский долг, хранить как зеницу ока, дамоклов меч, бить баклуши, прибавочная стоимость, узы дружбы, возыметь действие, особое мнение.


Упражнение 5.

Прочитайте слова и определите их стилистическую принадлежность. Выделите морфемы слова.

Водица, кисонька, дождик, бродяга, достоинство, болтун, беленький, толстенный, сестрица, ножик, толстенький, говорунья, нажарить, поговорить, билетерша, ночевка, кусачий, нарвать, лгунишка3, голосище, развеселый, премиленький, добряк, хвастун, вечерка, дворняга, старичье, сорвиголова, головушка, светелка, нисходить, передатчик, перелет, антисанитарный, договоренность.

Выпишите слова, относящиеся к разговорному стилю речи.

Упражнение 6.

Прислушайтесь к речи других людей - дома, на улице, в магазине, в транспорте - и запишите 10-12 оборотов, характерных для устной разговорной речи.

Упражнение 7.

Составьте микротексты (по 2-3 небольших предложения), в которых уместно были бы употреблены характерные для разговорного стиля союзы:

а) да и;

б) а не то;

в) не то.., не то;

г) не так чтобы;

д) нет бы;

е) не так чтобы..., а (но).

Упражнение 8.

Составьте предложения с указанными фразеологизмами, которые могли бы относиться к различным стилям речи.
Выпишите фразеологизмы:

а) древнегреческого происхождения;

б) отражающие языческое представление наших предков-славян;

в) связанные с историей нашего Отечества;

г) остальные распределите по тематическим группам, самостоятельно определив и назвав темы, объеди¬няющие два, три фразеологизма и более;

д) прочие (не поддающиеся группировке).

1. Втирать очки. 2. Сон в руку. 3. Перст указующий. 4. Мхом поросло. 5. Первая рука. 6. С рук долой. 7. Аника-воин. 8. Шемякин суд. 9. Малюта Скуратов. 10. Гришка Отрепьев. 11. Ванька-каин. 12. Бездонная бочка. 13. Сахар медович. 14. Мокрая курица. 15. Тарабарская грамота. 16. Сбоку припека. 17. Иудин поцелуй. 18. Фома неверующий.

Упражнение 9.

Напишите зарисовку-сочинение в разговорном стиле речи, используя диалог на одну из предложенных тем (старайтесь при этом не снижать общеречевой культуры текста):

1) встреча друзей после летнего отдыха;
2) впечатления от просмотренного кино-, телефильма, спектакля;
3) о своих музыкальных интересах;
4) о любимом певце, актере.

Упражнение 10.

Подберите в любой газете текст, в котором неоправданно используется грубая разговорная лексика. Отредактируйте его.

Упражнение 11.

Прочитайте письмо И. С. Тургенева М. Е. Салтыкову (Салтыкову-Щедрину), написанное 30 ноября 1870 г. в Лондоне. Исходя из анализа вступительной его части, сделайте вывод о взаимоотношениях Тургенева и Салтыкова-Щедрина. Как Тургенев относился к творчеству Салтыкова-Щедрина? Подтвердите словами письма Тургенева. Кто такой Беневоленский (см. главу «Эпоха увольнения от войн» упоминаемой в письме книги)? Подготовьте краткое сообщение об истории его градоправления с выделением наиболее ярких черт данного персонажа.

Любезнейший Михаил Евграфович (позвольте отложить в сторону церемонное: «милостливый государь»), я на днях получил вашу «Историю одного города», переданную вами Анненкову. Душевно благодарю вас за память обо мне и за великое удовольствие, которое доставила мне ваша книга: прочел ее не¬медленно. Не говоря уж о прочих ее достоинствах, эта книга в своем роде драгоценный исторический материал, который ни одним нашим будущим бытописателем обойден быть не может. Под своей резко-сатирической, иногда фантастической формой, своим злобным юмором, напоминающим лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии: «имеющий уши, да слышит, имеющий глаза, да видит», сказал бы я вместе с законодателем Беневоленским.
Еще раз искреннее спасибо.

1. Определите стилистические особенности использованных в 1-м предложении двух форм обращения к адресату.
2. Дайте толкование оборота, взятого в кавычки. Каков его смысл в данном тексте? Как он характеризует книгу Салтыкова-Щедрина?

Упражнение 12.

Постарайтесь, используя выразительные средства языка, написать в разговорном стиле сочинение, в котором были бы разные типы речи.
Сочинение может быть грустным, а может быть и веселым, юмори-стическим. Тема: веник!
Придумайте несколько заглавий, сопоставьте их, выберите наиболее удачное.
Согласуйте начало текста с темой, идеей, стилем, жанром сочине¬ния. Обратите особое внимание на окончание текста, имея в виду, что начало и конец в наибольшей мере зависят от цели высказывания и стиля.

Упражнение 13.

Выпишите из любого толкового словаря русского языка не менее 10 слов и выражений со стилистической пометой разг. и столько же слов и выражений с пометой прост . Охарактеризуйте разницу между разговорными и просторечными средствами языка.

Упражнение 14.

Найдите разговорные и просторечные слова и обороты речи в приведенных ниже текстах. В чем своеобразие и художественно-стилистическое назначение их использования: в басне И. Крылова; в отрывке из повести А. Пушкина «Барышня-крестьянка»; в рассказе М. Зощенко?
Какой иной смысл может иметь басня Крылова в современных условиях?

СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ

Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». -
«Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею». - «Неблагодарная! - промолвил Дуб ей тут,-
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
(И. Крылов.)

«...Небось, милая, - сказал он Лизе, - собака моя не кусается». Лиза успела уже оправиться от испугу и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. «Да нет, барин, - сказала она, притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой, - боюсь: она, вишь, такая злая; опять кинется». Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. «Я провожу тебя, если ты боишься, - сказал он ей, - ты мне позволишь идти подле себя?» - «А кто те мешает? - отвечала Лиза, - вольному воля, а дорога мирская». - «Откуда ты?» - «Из Прилучина; я дочь Василья-кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на веревочке). «А ты, барин? Тугиловский, что ли?» - «Так точно,- отвечал Алексей, - я камердинер молодого барина». Алексею хотелось уравнять их отношения. Но Лиза поглядела на него и засмеялась. «А лжешь, - сказала она,- не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин».- «Почему же ты так думаешь?» - «Да по всему». - «Однако же?» - «Да как же барина с слугой не распознать? и одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему». Лиза час от часу более нравилась Алексею.

1. Найдите слова и словосочетания в речи автора и молодого барина, которые в настоящее время мы относим к разговорному стилю.
2. Какие слова в тексте из повести Пушкина вам представляются устаревшими?
3. С помощью словаря определите значение непонятных вам слов.
4. Найдите все частицы, определите их значение. Какую роль они играют в тексте? Объясните правописание частиц.

О ПОЛЬЗЕ ГРАМОТНОСТИ
А ведь я, грешный человек, думал, что у нас неграмотных людей не осталось. Я думал, что неграмотные давно уже ликвидированы.
Конечно, я не предполагал, что народ по-французски лепетать начал и вообще высшую арифметику узнал. Я про это не думал. Однако насчет читать, писать и фамилию подписывать - это мне казалось очень даже просто и возможно.
Оказалось, не так это дело обстоит.
Вот извольте поглядеть, какая история развернулась на этом фронте.
В прошлом месяце на одном громадном заводе решено было покрепче навалиться на неграмотных. Все-таки новый год наступил. А там вскоре десятая годовщина предвидится. А там опять новый год.
А неграмотные еще не вполне ликвидированы. Нехорошо это. Некультурно. Надо навалиться.
Ну, и в силу этого решили навалиться.
Председатель культкомиссии собрал своих помощников и ведомости на получку денег тоже рассмотрел. Поинтересовался, кто как и кто никак подписывается.
Ну, и оказалась целая армия неграмотных. Больше ста. А в школу ходит ликвидироваться едва ли тридцать. Значит, остальные ловчатся.
Председатель культкомиссии собрал своих помощников и говорит:
- Вот что, ребята, надо беспременно навалиться. Пущай завтра соберутся все неграмотные в восемь часов вечера. Объявить про это.
Помощники - ребята молодые, горячие - сразу за дело принялись, начали между собой программу обсуждать.
И вот, конечно, назавтра вечер наступает. Восемь бьет. Культкомиссия в полном боевом составе является. Председатель тут же, конечно, с портфелем. Садятся вокруг стола. Только смотрят, нету неграмотных, не являются.
Председатель говорит:
- Братцы, да где ж, например, эти неграмотные? Или, может быть, вы оповестить забыли?
Нет, говорят, объявили, помилуйте. В каждом цехе объявление повесили.
Начали ждать. «Все-таки, думают, неграмотный народ - малосознательный, опаздывать любит. Придется обождать».
А тут девять ударяет. И нет никого. Один какой-то дядя зашел, да и тот оказался грамотный. По ошибке сунулся.
Председатель культкомиссии говорит:
- Братцы, а ведь неграмотные - неграмотны. Как же они могут прочесть ваши объявления?
Тут ребята заволновались.
- А ведь верно! - говорят.- Они читать не могут. И действительно, так никто и не пришел.
Тогда на другой день отрядили специального человека. Ходил этот человек по всем цехам и орал в три голоса насчет собрания.
Ну и, конечно, другой коленкор. Устный подход оказался правильный. Все-таки пришло человека четыре, не считая председателя. На них и навалилась культкомиссия.

Выпишите слова, которые могут относиться к другим стилям речи, в скобках указывая, к какому именно.

Упражнение 15.

В разговорной речи важно не только умение слушать, но и умение говорить. Отметьте в письме А. С. Пушкина А. X. Бенкендорфу слова, обороты речи, уместные и в настоящее время в официальном письме высокопоставленному лицу, и слова, обороты, которые вы считаете архаичными, неуместными в наше время. Выпишите их в две колонки.

Милостливый государь
Александр Христофорович,
Государю императору угодно было через Ваше сиятельство дозволить мне печатать «Историю Пугачева» в одной из типографий, зависящих от его высокопревосходительства М. М. Сперанского: осмеливаюсь прибегнуть к Вашему сиятельству с покорнейшею просьбою дать знать о том куда следует.
С глубочайшим почтением и совершенной преданностию честь имею быть милостивый государь,
Вашего сиятельства покорнейший слуга
Александр Пушкин.
27 февраля 1834.

Расскажите об использованных знаках препинания в тексте дан¬ного письма. Какие из них соответствуют, а какие не соответствуют современным правилам пунктуации?

Упражнение 16.

Составьте план, который помог бы связно, полно, но в то же время немногословно рассказать о разговорной речи на основе данного текста. Трудные для вас части сообщения включите в план в виде тезисов.

Разговорная разновидность литературного русского языка предстаёт в речи его носителей при их непосредственном и непринуждённом, неофициальном общении друг с другом. Эта монологическая, диалогическая или пол и логическая речь - неподготовленная, специально никем не обрабатываемая - отличается своими собственными синтаксическими конструкциями, особенностями фонетики и интонации, своими тенденциями отбора слов и их форм, словообразовательных средств, фразеологизмов. <...> При этом разговорные варианты очень часто экспрессивно окрашены, обладают разнообразными выразительными и оценочными возможностями, отличными от экспрессивных возможностей письменной речи.
Норма существует как в письменной, так и в разговорной речи. Нормы письменной речи зафиксированы в грамматиках, учебных пособиях, словарях и специальных справочниках. Грамматические нормы разговорной речи фиксируются несистематически и случайно - главным образом в связи с фиксацией норм письменных и путём противопоставления им. Поэтому разговорная речь часто определяется как некодифицированная. (В. В. Виноградов.)