Анализ публицистической статьи. Тема: «Комплексный анализ текста публицистического стиля». Господи, вы такой стройный

Анализ публицистической статьи. Тема: «Комплексный анализ текста публицистического стиля». Господи, вы такой стройный

Цели урока : систематизация знаний о текстах публицистического стиля, глубокий и всесторонний анализ текста на разных уровнях: морфемном, морфологическом, лексическом, синтаксическом и т.д., совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие речи учащихся.

ТСО : раздаточный материал, доска, мультимедийный проектор.
Учащиеся в начале урока получают рабочие листы с текстом и приготовленными заранее заданиями. Чтение текста вслух.

Как мы различаем факты из мнений в «Нью-Йорк таймс» и в других новостях? Затем студенты тщательно рассмотрят разницу между фактом и мнением и создадут руководящие вопросы, чтобы помочь разглядеть их между собой при чтении новостей или мнений из любого источника новостей.

Наконец, они будут использовать свои руководящие вопросы для сравнения двух частей в одном и том же новостном событии, отделяя мнение от факта на уровне предложения. Вот как вводится руководство. Новостные и редакционные отделы не координируют охват и не строят строгого разделения персонала и руководства. Все статьи, рубрики, редакционные статьи и материалы в газете подчиняются тем же требованиям фактической точности.

Гений

творить !

И. Долгополов


1. Докажите, что перед вами текст.

  • Предложения объединены одной темой: о гениях, гениальности.
(В каких предложениях эта тема звучит открыто?)

  • 1 – 3, 7,15, 17
(Какова основная мысль текста?)

  • Жизнь гениальных людей сложна: помимо мук творчества, люди, дарующие нам прекрасное испытывают трудную судьбу из-за жестокости окружающего мира.

  • Все предложения в тексте связаны еще и грамматически:

  • Повторение ключевых слов (гений, гениальность), замена на синонимичное выражение (смертный творец, великие художники, композиторы, истинное искусство).

  • Использование глаголов одной формы – преимущественно несовершенного вида (ходят, носят), прошедшего времени (отравляли, окружал, был), хотя есть и другие формы глаголов.
(Чем вызвано употребление глаголов совершенного вида, другого времени?

  • Текст оживляется, когда использованы глаголы настоящего времени,
совершенного вида, повышается внимание читателя.

2. К какому стилю вы отнесете текст? Какого типа текст? Докажите свою точку зрения . Publicus - (лат.) общественный

Скажите им, что они собираются заниматься охотой на мусорщиков, чтобы помочь им узнать, как организованы статьи и помечены в газете. Опубликуйте, выполните проект или распечатайте следующие вопросы для руководства охотой. Что вы можете предположить о статьях, заголовки которых вы видите здесь? Напишите заголовок редакционной статьи. Напишите имена обозревателей, чья работа появилась в сегодняшней статье. Прокрутите вниз меню в левой части страницы. В каком разделе вы уверены, что увидите фрагменты мнений? Запишите два заголовка в разделе «Искусство». Являются ли эти новости или статьи для обсуждения? Запишите два заголовка из «Здоровье».

  • Какая статья появляется в верхнем левом углу домашней страницы?
  • Новости или мнение?
  • Какая статья размещена в середине домашней страницы с изображением?
  • Это новости или мнение?
  • Какую рубрику вы видите в поле справа от главной страницы?
После того, как ученики закончили свою охоту, задайте следующие вопросы, чтобы обсудить эту деятельность и ввести тему урока.


  • Публицистический, так как есть явные приметы стиля: призывность (пр. 22 – изучайте судьбы великих…), оценочность (1- 4, 14, 17), эмоциональность (15,18), общедоступность (нет непонятных выражений, слов, мыслей), образность (гений не светлокрылый ангел), логичность (сначала общие рассуждения о гениях, затем о сложностях творчества, затем конкретный пример Буанорроти, привлечение внимания читателя к мукам творчества, которые испытывают гении и открытый призыв к изучению порой трагических судеб великих людей.)

  • Публицистический, так как цель текста – убеждение читателя в своей точке зрения. (что гениальность – тяжкий крест)

  • Тип текста – рассуждение. Есть схема: тезис (1-4), рассуждение (5,7), вывод (14, 15, 17, 21). Вопросно-ответная форма изложения, типичная для рассуждения.
3. Актуальны ли проблемы, поднятые в тексте?

Каково ваше отношение к данной теме?

Можете ли вы найти фрагмент, в котором смешиваются факты и мнение? Всегда ясно, что такое факт и что такое мнение? Почему или почему нет? Почему важно учитывать разницу между фактом и мнением при потреблении новостей?

  • Когда вы обнаружили новость, откуда вы узнали, что это новости?
  • В чем разница между новостями и «анализом новостей»?
  • Откуда вы знаете, что они мнение?
Вот вступительные предложения каждой части. Вы можете прочитать их вслух и спросить студентов, которые являются прямым новостным сообщением и который является частью анализа новостей.


  • Конечно, актуальны, так как любое время рождает истинно талантливых людей, и внимание к нелегкой их судьбе необходимо. Это проблемы социальные и нравственные. Настоящий талант лишен пробивной силы, так как полностью погружен в свое творчество.
4.Чем передается отношение автора к поднятой теме, каков эмоциональный пафос текста? (тропы, приемы)

  • Развернутое сравнение (пр. 1) по принципу отрицания.

  • Сравнение (11 – как нельзя дышать без воздуха,17 - подобны звездам)

  • Метафоры (2 - Голгофа, 3 - крест,4 - вериги), (6 - хоровод шедевров), (13 -магия искусства), развернутая метафора (18 - пламень бушует в груди творца, 16 - лучезарности света, которые потом…, 20 - творческие роды, помочь которым не в состоянии…)

  • Эпитеты (18 - дивное звучание, вещие образы, 22 - холодное злодейство, жестокая бессмыслица)

  • Антитеза (21 - более могущественный - более беспомощный)

  • Градация (ежечасно, ежеминутно, всю жизнь)

  • Повторы слова (16 – миллионам, 12 - полюбились)

  • Использование однородных рядов (15, 16,18, 19, 20, 22)

  • Вопросно-ответная форма изложения (16, 18, 19, 20)

  • Парцелляция (3, 4, 7, 9, 10, 11, 21)

  • Умолчание (13); умолчание, использованное на эмоциональном подъеме, в восклицательном предложении (15).
5. Произвести морфемный разбор слов : светлокрылый , являющийся (пр.1), неосуществленных (пр. 6), исторгая (пр. 18), беспомощного (пр.21), бессмыслица (пр. 22)
ненаписанный (пр. 6)

  • Ненаписанный – написанный – написать – писать
7. Из предложений с 8 по 15 найти и выписать существительные, образованные переходом из другой части речи.

  • Прекрасное, смертный

Что значит быть воспитанным?

Усама бен Ладен, вдохновитель самого разрушительного нападения на американскую землю в современную эпоху и самый охотничий человек в мире, был убит в результате перестрелки с силами Соединенных Штатов в Пакистане, заявил президент Обама в воскресенье.

Затем в своих небольших группах попросите их сравнить свои ярлыки. Поощряйте их критически мыслить, когда они приходят к выводам, учитывая источники и их надежность, потенциальные предубеждения писателей и их собственные предубеждения. Когда они читают, попросите учащихся сделать заметки о причинах и процессе, которые они использовали, чтобы отличить факт от мнения в статье. В качестве класса создайте список руководящих вопросов, которые следует задавать при чтении любой статьи - новости, мнения или смеси - чтобы помочь отличить факты от мнения.

Выполнить задания:







9. Использование какой лексики характерно для публицистического стиля?

  • Общественно-политической лексики, лексики, обозначающей понятия экономики, медицины, морали, этики, культуры, из области психологии (обозначающих внутреннее состояние человека).

  • Совмещение книжной и разговорной лексики.

10. Какая лексика, соответствующая публицистическому стилю, представлена в данном тексте? Приведите примеры из текста.

Как и в случае более ранней групповой задачи, попросите учащихся сосредоточиться на различении факта и мнения на уровне предложения, обозначая каждое предложение О или «Ф.». По завершении их работы вновь созывайтесь в классе и обсудите эффективность руководящих вопросов. Вы всегда могли отличить факт и мнение? Что можно изменить, чтобы сделать вопросы более эффективными? Почему важно иметь такие вопросы в своей «читательской панели инструментов» по ​​мере приближения к любому источнику новостей?

Продлите этот урок, обсудив роль контролеров и познакомив их с Джоном Д'Агатой и Джим Фингалом «Продолжительность жизни факта». В то время как студенты читают всю работу, временная публикация книги, включая эту функцию журнала, и этот обзор предлагают корм для обсуждения природы истины в научной литературе. Является ли фактическая точность такой же, как истина?

(Лексика из области этики, морали, культуры, психологии)


  • (пр. 6) Жестокий мир, не выполненных перед самим собой обязательств, чувство, страсть, любовь, ежедневные муки, борьба с глупостью, косностью, злодейство людей, шедевры и т. д.)
(книжная и разговорная лексика)

  • Книжные в большом количестве: (пр.18) смертный творец, исторгая вечные слова вещие образы, холодные злодейства, творческие роды, миссия вечного должника (7), ибо(вместо союза так как в пр.7)

  • Разговорные представлены меньше: (12) хочешь ты или нет, полюбились или нет,
(15) вводное слово правда.

11. Дайте толкование слов Голгофа (2), вериги (4), косность (22).

Читайте внимательно, чтобы определить, что текст говорит явно, и сделать из него логические выводы; ссылаются на конкретные текстовые данные при написании или разговоре, чтобы поддержать выводы, сделанные из текста. Проанализируйте, как и почему люди, события и идеи развиваются и взаимодействуют в течение текста. Интерпретируйте слова и фразы, как они используются в тексте, включая определение технических, коннотативных и образных значений, и проанализируйте, как определенные варианты слова определяют значение или тон.

Проанализируйте структуру текстов, включая конкретные предложения, параграфы и большие части. Оцените, как точка зрения или цель формирует содержание и стиль текста. Разграничивайте и оценивайте аргументы и конкретные претензии в тексте, включая обоснованность рассуждений, а также значимость и достаточность доказательств.


  • Голгофа – холм в окрестностях Иерусалима, место казни Христа. Употребляется как синоним мученичества и страданий.

  • Вериги – тяжелые железные цепи, обручи, носимые на голом теле для доказательства преданности Богу.

  • Косность – тяготение е привычному, невосприимчивость к новому, отсталость.
12. Обратим внимание на синтаксис. Что характерно для синтаксиса публицистического текста?

  • Использование несогласованных определений (словосочетаний типа: сущ. + сущ. в род. п.) например: судьбы художников, поэтов, врач планеты, злодейство людей. (пр. 20, 22)

  • Использование вводных слов (15 – правда)

  • Однородных рядов (15, 16, 18, 19, 20, 22)

  • Причастных оборотов (6, 8, 14, 15, 22)

  • Деепричастных оборотов (18)

  • Сложных синтаксических конструкций.
13. В каких случаях причастный оборот обособляется? В предложениях с 5 по 15 найти обособленные определения, выраженные причастными оборотами и графически их обозначить.

14. Графически объяснить постановку тире в предложениях 1 и 2.

Читайте и понимайте сложные литературные и информационные тексты самостоятельно и профессионально. Написание Произведите четкое и последовательное письмо, в котором развитие, организация и стиль соответствуют задаче, назначению и аудитории. Развивайте и укрепляйте письменность по мере необходимости, планируя, пересматривая, редактируя, переписывая или применяя новый подход.

Подготовьтесь к эффективному участию в различных диалогах и сотрудничестве с различными партнерами, опираясь на идеи других и выражайте их наглядно и убедительно. Интеграция и оценка информации, представленной в различных средствах массовой информации и форматах, в том числе визуально, количественно и устно. Оцените точку зрения оратора, рассуждения и использование доказательств и риторики. Представлять информацию, выводы и подтверждающие доказательства, чтобы слушатели могли следовать линии рассуждений, а организация, развитие и стиль соответствовали задаче, цели и аудитории.

15. Найти предложение, соответствующее данной схеме и записать его номер. Охарактеризуйте предложение.


  • | ------- ===== | , (ибо ------ =====, ====).

  • 7 предложение – сложноподчиненное с обстоятельственным придаточным причины.
16. Из предложений с 13 по 16 найти сложносочиненное предложение с противительным союзом между частями и записать его номер.

  • 15 предложение
17. Из предложений с 15 по 22 найти сложное бессоюзное предложение, записать его номер.

  • 17 предложение.
18. Начертить схему предложения 16, охарактеризуйте его, объясните пунктуацию.
Сегодня мы провели комплексный анализ текста, повторив морфемику, словообразование, лексику, синтаксис, провели орфографическую и пунктуационную работу, вспомнили характерные черты публицистического текста. Аналогичная работа так или иначе предстоит в заданиях ЕГЭ по русскому языку, причем во всех уровнях: А,В,С.

И пусть по-настоящему гениальные люди рождаются редко, но среди нас есть талантливые, а настоящий талант, как правило, непрактичен в жизни, а, значит, требует большего внимания со стороны людей. Судьбы великих писателей и поэтов неоднократно убеждали нас в этом.

Продемонстрировать команду условностей стандартной грамматики английского языка и использования при написании или разговоре. Несмотря на то, что за последние несколько десятилетий публикация в газетах снижалась из-за появления телевидения и Интернета в качестве доминирующих форматов новостей, новостная статья все еще известна в сегодняшнем обществе. Если читать в печати или в Интернете, новостная статья не изменилась его формат использования текста и фотографий для создания истории в течение сотен лет.

Как и в других формах средств массовой информации, газетные статьи создаются людьми, которые хотят отправить конкретное сообщение в мир по определенной теме. Хотя мы надеемся, что люди, приносящие нам новости, не будут иметь предубеждений при этом, это просто невозможно. У каждого есть склонность к чему-то, даже если они этого не осознают. Самое лучшее, что мы можем ожидать, это осознать, что существует предубеждение и определить для себя, будем ли мы принимать или отклонять рассказ, который нам рассказывают.


Домашнее задание : напишите собственное сочинение-рассуждение по одной из поднятых в тексте проблеме. Какие основные мысли звучат в тексте?

Гениальность – это «тяжелый крест».

Страсть творить в гении сильнее других, что часто становится причиной трагичности его судьбы.

Не зная творений великих мастеров, мы значительно обедняем наш мир.

Микеланджело – один из великих творцов, раздираемый страстями, сделавших прекрасное доступным каждому.

«Вечные образы» рождаются в тяжких муках творчества, но живут вечно.

Ниже приведены некоторые способы анализа газетных статей или историй. Примечание. Вы можете узнать больше об этой теме, купив нашу книгу. Вы будете поддерживать нашу работу, чтобы мы могли принести вам больше ресурсов. Связан ли автор каким-то образом с обсуждаемой проблемой? Является ли газета или новостная организация связанной с людьми, которые хотят спроектировать определенную точку зрения? Политическая принадлежность автора конфликтует с целостностью истории. Цель состоит в том, чтобы насмехаться над кем-то или чем-то?

Может быть, цель состоит в том, чтобы создать страх? Или, может быть, автор хочет создать противоречие и продать больше бумаг? статья? Существуют ли стереотипы в статье о людях другого пола, расы, социального класса или религии? Кто-нибудь будет оскорблен тем, о чем писал автор? Это всего лишь несколько вещей, о которых нужно подумать. спросить о каждой теме.

Следует изучать подчас трагичные судьбы великих людей, которые в обществе не нашли понимания, а чаще сталкивались с глупостью и косностью.
Подведение итогов урока.

Каждому учащемуся к уроку выдаются готовые рабочие листы:

Рабочий лист к уроку: «Комплексный анализ текста»

Гений

1) Гений – это не светлокрылый ангел, являющийся людям раз в столетие в сиянии своего небесного дара и парящий над грешной землей. 2) Гений – это Голгофа каждый день. 3) Самый тяжелый крест. 4) Вериги, которые носят ежечасно, ежеминутно, всю жизнь.

5) Напрасно ходят легенды о волшебстве, чуть ли не легкости творчества избранных. 6) Великих художников окружал жестокий мир их неосуществленных замыслов, этот неумолимый и грозный хоровод ненаписанных, несозданных шедевров, не выполненных перед самим собой обязательств. 7) И эта миссия вечного должника отравляла самые счастливые мгновения их жизни, ибо ни одно чувство, даже сама любовь, не могло пересилить, одолеть единственную страсть любого великого мастера – творить !

Ниже приведены ссылки на некоторые новостные организации, которые могут анализировать текущие статьи. Вы можете узнать намного больше об этой теме, купив нашу книгу «Грамотность практических средств массовой информации: существенное руководство к навыкам критического мышления для нашего цифрового мира».

Поэтому на англоязычных страницах обычно содержались деловые новости, представляющие интерес для местных представителей иностранных фирм, слабое политическое известие из Великобритании и Соединенных Штатов, социальные заметки, в которых подробно излагаются приходы бизнесменов, дипломатов и их семей, а также обширный охват турниров и танцев в элитных загородных клубах Мехико. Приложение почти никогда не печатало рассказов о преступности, туризме или повседневной работе правительства. Так что эта маленькая история может ловить взгляд историка, потому что она не похожа на статьи вокруг нее.

8) Среди этих мучеников своего признания, своего гения первым и самым терзаемым страстями был Микеланджело Буонарроти. 9) Микеланджело. 10) Человек, создавший мир. 11) Мир образов, без которых трудно прожить, как нельзя дышать без воздуха. 12) Ведь стоит лишь однажды увидеть творения Буонарроти, и они пройдут с тобой всю жизнь, хочешь ты этого или нет, полюбились ли они или не полюбились.

Изучив это, она задала ряд вопросов. Почему в самой важной газете Мехико есть две ежедневные страницы на английском языке? Кроме того, большинство людей, живущих в Мехико в то время, не читали по-английски. В том числе англоязычный раздел, возможно, не принес новых читателей в газету. Дополнение дорого стоило, так как требовало нанимать журналистов, переводчиков и редактора, свободно владеющих английским языком, - так как в последнее время в Мехико было мало газетных работников, - и потому, что в то время в Мексике в качестве одного из крупнейших фиксированных расходов стоимость бумаги.

13) Такова магия истинного искусства… 14) Эти образы, сотворенные рукою Микеланджело, будут всегда с тобою, как навсегда вошли в нашу жизнь музыка Бетховена и Мусоргского, слово Толстого и Шекспира, живопись Рембрандта и Рублева…

15) Правда, можно не знать созданного ими грандиозного мира, но насколько будешь беднее ты сам, попытавшись обойтись без этих гениев, сделавших прекрасное доступным каждому смертному, принесших красоту в каждый дом!..

Они продавали товары высокого класса - часто, импортные товары - от теннисных мячей до автомобилей. Они не стремились охватить многих читателей, но сосредоточились на небольшом количестве богатых. Это, в свою очередь, намекнуло бы на более широкий консерватизм, который, по-видимому, оценил бы более богатые мексиканцы. Все это, в свою очередь, означает, что англоязычный раздел статьи не был в первую очередь предназначен как источник новостей, а скорее как способ публикации бумаги читателям и рекламодателям, которые ожидали найти серьезные новости в документе основные разделы на испанском языке.

16) Но всегда ли мы представляем, какой ценою эти люди достигли такой исполинской, всепроникающей силы, такой лучезарности света, которого хватает потом, после их кончины, на многие века, который доставляет сияние миллионам, миллионам людей? 17) Ведь гении подобны звездам, свет от них продолжает идти к нам еще вереницу веков после их кончины. 18) Можем ли мы представить, какой пламень бушует в груди смертного творца, сжигает его душу, исторгая из нее вечные слова, дивные звучания, вещие образы? 19) Какие ежедневные муки одолевали Баха, Микеланджело, Достоевского? 20) Трудно вообразить всю тяжесть их творческих родов, помочь которым не мог ни один, даже самый искусный, врач планеты. 21) Потому что нет более могущественного и более беспомощного человека, чем творец.

22) Изучите судьбы великих художников, композиторов, поэтов прошлого, и вас поразит жестокая бессмыслица окружающего их бытия, нелепость борьбы с глупостью, косностью, а иногда просто холодным злодейством людей, не понимавших или слишком хорошо понявших силу нового слова, гармонии, красоты.

И. Долгополов

Ответьте на вопросы и выполните задания по тексту:

1. Докажите, что перед вами текст.

(Какова основная мысль текста?)

2. К какому стилю вы отнесете текст? Какого типа текст?

Докажите свою точку зрения.

3. Актуальны ли проблемы, поднятые в тексте?

(Каково ваше отношение к данной теме?)

_______________________________________________________________________

5. Произвести морфемный разбор слов:

светлокрылый , являющийся (пр.1), неосуществленных (пр. 6), исторгая (пр. 18), беспомощного (пр.21), бессмыслица (пр. 22)

6. Построить словообразовательную цепочку слова ненаписанный (пр. 6)

________________________________________________________________________

7. Из предложений с 8 по 15 найти и выписать существительные, образованные переходом из другой части речи.

________________________________________________________________________

8. Объяснить правописание Н и НН, слитного и раздельного написания НЕ в причастиях из 6 предложения.

Выполнить задания :

1. Отметить номера слов, в которых пишется НН:


  1. Скоше(н,нн)ый луг 6. изумле(н,нн)ая публика

  2. варе(н,нн)ая свекла 7. скоше(н,нн)а утром

  3. туше(н,нн)ые в сотейнике овощи 8. варе(н,нн)ый вчера

  4. закопче(н,нн)ый плафон 9. броше(н,нн)ое сгоряча

  5. рассказа(н,нн)ый сюжет 10. простуже(н,нн)ое дитя

2. Отметить номера слов, в которых слитное написание с НЕ:

1. (не)решенная задача 6. (не)узнаваемый родными

2. (не)зашитый вчера чулок 7. (не)истовавший ураган

3. (не)разобрано строителями 8. (не)складывающиеся отношения

4. (не)мытое яблоко 9. (не)выбелена утром

5. еще (не)обученный письму 10. (не)выговариваемые звуки


9. Использование какой лексики характерно для публицистического стиля?

_________________________________________________________________________

10. Какая лексика, соответствующая публицистическому стилю, представлена в данном тексте? Приведите примеры из текста.

__________________________________________________________________________

11. Дайте толкование слов Голгофа (2), вериги (4), косность (22).

12. Обратим внимание на синтаксис. Что характерно для синтаксиса публицистического текста?

___________________________________________________________________________

13. В каких случаях причастный оборот обособляется? В предложениях с 5 по 15 найти обособленные определения, выраженные причастными оборотами и графически их обозначить.

14. Графически объяснить постановку тире в предложениях 1 и 2.

15. Найти предложение, соответствующее данной схеме и записать его номер. Охарактеризуйте предложение.
| ___ === | , (ибо ____ ===, ===).

16. Из предложений с 13 по 19 найти сложносочиненное предложение с противительным союзом между частями и записать его номер.__________________________________

17. Из предложений с 15 по 22 найти сложное бессоюзное предложение, записать его номер. ___________________________________________________________________

18. Начертить схему предложения 16, охарактеризуйте его, объясните пунктуацию.

Домашнее задание: напишите собственное сочинение-рассуждение по одной из поднятых в тексте проблеме.

Предисловие

Сегодня перед студентами стоит задача овладеть высшими формами коммуникативной компетенции: способностью понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – нормы, стили, типы речи, способы связи предложений в тексте и т. д.; умения и навыки анализа текста, а главное, умения и навыки – выбрать нужную языковую форму, способ выражения в соответствии с ситуацией и целью речи.

В процессе преподавания курса «Русский язык и культура речи» необходимо дать учащимся не только представление о стилях, но и о приемах своеобразной организации языковых средств, принятых в речи, о причинах, обусловливающих существование развитого литературного стиля в виде системы стилей.

Эти сведения являются теоретической базой функционально-стилевой работы. Принципиально важным являются практические навыки анализа и синтеза функционально правильной речи, которые требуют знания конкретных правил отбора языковых единиц, типичных для того или иного стиля, и наличия определенных языковых средств.

Не все функциональные стили одинаково важны для студента в процессе его обучения и в будущей профессии. Наиболее важно знание основных особенностей публицистического, научного и официально-делового стилей. Именно эти стили представлены в данной работе.

Настоящее пособие – это не только теоретическое и фактическое ознакомление с нормами данных стилей, но и выработка навыков анализа текстов этих стилей. Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов. Пособие состоит их 3-х разделов, каждый раздел включает теорию, план анализа, образец анализа текста определенного стиля, список рекомендуемой литературы.

1. Публицистический стиль речи

Публицистический стиль реализуется в текстах средств массовой информации (телевидение, радио, массовые газеты и журналы), в рассчитанных на широкую аудиторию публичных выступлениях, которые могут быть посвящены разнообразной тематике – политической, экономической, культурной, морально-нравственной и пр. Таким образом, публицистический стиль обслуживает прежде всего общественно-политическую и культурную сферы массового общения . Он используется для освещения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества, для формирования общественного мнения. В публицистической речи, наряду синформативной целью общения, часто бывает представленапобудительная (воздействующая) цель : автор текста намерен не только информировать читателей или слушателей о чем-либо, но и повлиять на них, на отношение к обсуждаемой проблеме, на мировоззрение.

Для данного стиля обе формы речи – устная иписьменная – являются в равной степени актуальными. Он занимает промежуточное положение между разговорно-обиходным стилем (разговорной речью) и книжными (научным, официально-деловым, художественным) стилями, включая в себя компоненты этих четырех вариантов языка. К письменным жанрам публицистического стиля относятсягазетная статья, короткая заметка, очерк, фельетон, рецензия (на фильм, спектакль, книгу и пр.) . Устные монологи в публицистическом стиле – это, например,парламентская речь, презентационная речь, предвыборная агитационная речь и пр.; в числе диалогических жанров находятсядебаты (парламентские, теледебаты), ток-шоу . Такие жанры, какрепортаж иинтервью могут реализовываться и в устной, и в письменной форме.

Публицистическая речь характеризуется рядом стилевых черт :

понятность текста для массовой аудитории, достигающаяся за счет преобладания общеупотребительной лексики, отказа от узкоспециальной терминологии;

актуальность текста: публицистический текст привязан к конкретной ситуации, значимой на сегодняшний день проблеме и быстро устаревает; с данной чертой связано использование в публицистических текстах новой заимствованной лексики;

объективность изложения информации, которая проявляется в широком включении в текст реальных имен, названий, цифр, цитат, высказываний конкретных людей, ссылок на документы и другие авторитетные источники;

– стремление автора к выражению личного отношения к предмету речи , к тому, чтобыпродемонстрировать свою точку зрения иубедить аудиториюв ее правильности ; это достигается за счет активного употребления оценочной лексики, за счет ведения речи от 1 лица единственного числа (с местоимениемя );

призывность, агитационность, воздействующая направленность текста, которая может проявляться в использовании фраз-обращений к публике, глаголов в повелительном наклонении;

выразительность, эмоциональность изложения, достигающаяся за счет разнообразных средств (сниженная разговорная и жаргонная лексика, художественные средства выразительности; фразеология; прецедентные тексты; неологизмы и пр.);

консервативность, стандартизованность , проявляющаяся в использовании газетно-публицистических штампов, привлечении клише-канцеляризмов;

незначительная грамматическая усложненность текста ,доступность его для быстрого восприятия, что выражается в преобладании несложных грамматических структур, незначительной длине предложений, незначительной их осложненности; кроме того, письменные тексты часто сопровождаются фотоматериалами, иллюстрациями, оформляются с использованием различных приемов (текст в рамке, различные шрифты и пр.), что привлекает внимание читателя и облегчает восприятие текста;

лаконичность ,сжатость изложения, связанная с требованиями пространственного и временного регламента; проявляется в том, что тексты обычно невелики по объему, в них нередко используются сокращенные обозначения и аббревиатуры.

В соответствии с перечисленными стилевыми чертами публицистический текст обладает рядом языковых особенностей .

Лексические особенности языка публицистического стиля

1. Публицистический текст ориентирован на широкую общественность, поэтому его содержание должно быть доступно для понимания массовой аудиторией. В связи с этим большинство слов текста относятся к разряду общеупотребительных . В зависимости от темы текста (политика, право, экономика, искусство и пр.) широко используетсялексика соответствующих тематических групп : например, в текстах, связанных с политической и правовой проблематикой достаточно частотны лексемыгосударство ,президент ,выборы ,граждане ,закон ,права и т.п., в текстах об экономике будут, к примеру, слова,доходы ,налоги ,экономические показатели ,банк ,валюта и т.п. Разумеется, большой процент лексики здесь составиттерминология , однако в публицистических текстах принято употреблять в основном те термины, которые широко распространены в обществе и известны неспециалистам (инфляция ,приватизация ,инаугурация и т. п.). Если автор использует узкоспециальный термин, в тексте обычно содержится его объяснение.

2. Актуальность публицистического текста влечет за собой такую его языковую особенность, как активное использование новой заимствованной лексики . Именно благодаря СМИ в широкий оборот русскоязычного сообщества нашей страны за последние несколько лет вошли такие слова, какдефолт ,пиар (и его производныепиарщик ,пропиарить ),топ-модель ,вип-персона, экстрим и т. п.

3. Исходя из требования объективности изложения автор включает в текст реальные имена собственные : имена конкретных людей (часто с указанием их должности или социального статуса), названия государств, населенных пунктов, предприятий и организаций, товаров. При этом нередко выбираетсясокращенный вариант названия, аббревиатура :РФ, Мингособразования, ООО, гендиректор, спецназ.

4. Требованием объективности обусловлено активное использование в тексте разнообразных цифровых данных : дат, номеров, сумм, расстояний и пр.

5. Типичное для публицистического текста стремление автора выразить свою позицию, свое отношение к предмету речи ведет к широкому употреблению эмоционально-оценочных слов и выражений (некоторые из них относятся к разряду сниженной разговорной или жаргонной лексики): зарвавшийся чиновник, журналистская болтовня , беспредел на заводе, опротивевший предвыборный пиар, олигарх обнаглел, достойно зарабатывать, замечательное увлечение, в клубе классно оторвались и т.п.

6. С целью придать речи выразительность и эмоциональность автор может употреблять сниженные разговорные слова и выражения, жаргонизмы (первый раз в пещере – это офигительные ощущения; документ состряпали абы как ; за такой ответ можно и по морде получить; а обещал ведь замочить боевиков в сортире; подрулил не на какой-нибудь « десятке », а на « мерсе » и т.п.). Численность этих языковых единиц в тексте зависит от статуса издания (в так называемой «желтой прессе» их будет много), от аудитории, на которую ориентирован текст (в молодежных изданиях и программах широко используются слова из подросткового сленга), от тематики текста (например, в статье о компьютерных играх будут использоваться жаргонизмы компьютерщиков и «геймеров»).

7. Выразительность, яркость, оригинальность изложения достигается за счет использования автором художественных средств и приемов , например, таких, как:

а) сравнение :акции переходят из рук в руки, как фишки в казино; пытаться управлять своей собственностью – это все равно что вести автомобиль и при этом регулировать дорожное движение; гитарист реагировал на орущую публику не больше, чем пингвин на сугроб ;

б) метафора :каменные стены мэрии остались равнодушны к пикетчикам; неожиданное появление поп-звезды буквально взорвало зал ; просочились слухи , что в команде будет новый вратарь ;этот кандидат марионетка в руках областных властей;

в) эпитет :климат на острове ласковый и некапризный ; на краю поля стоял одинокий печальный трактор, плакал ржавыми слезами .

Некоторые возникшие в публицистической речи метафоры становятся устойчивыми, входят в «общее пользование» и могут какое-то время употребляться в связи с соответствующим явлением: оборотни – о милиционерах-преступниках

8. С выразительной целью авторы публицистических текстов достаточно часто используют фразеологизмы, пословицы, устойчивые обороты разговорной речи :Мне известно, кто льет воду на мельницу моих противников (лить воду на чью-л. Мельницу « помогать в чем-л., способствовать осуществлению чего-либо»);Он ушел из школы, потому что по-настоящему творческий подход и прокрустово ложе учебных программ посчитал несовместимыми (прокрустово ложе ‘мерка, под которую требуется подогнать что-л., отказавшись от чего-л. важного, оригинального и т. п.’); Все уволились, и я подал заявление: один в поле не воин! (пословица);Решили вернуться в родную деревню – да не тут-то было (разговорный оборот).

9. Выразительность и оценочность могут также достигаться путем использования так называемых прецедентных имен ипрецедентных текстов . Под первыми понимаются имена известных людей или персонажей, используемые отчасти как нарицательные лексические единицы, для обращения к определенному образу или смыслу:Пройдет время, и, возможно, городская школа модельеров выпустит своих Зайцевых и Юдашкиных; Выходит, успешный менеджер – это Остап Бендер с дипломом престижного экономического вуза? Прецедентные тексты – широко известные фрагменты литературных, фольклорных произведений (например, анекдотов), которые автор-публицист цитирует или перефразирует:Вот и приходится решать: быть или не быть детскому клубу; Коня на скаку остановит… (заголовок статьи о женщине-дрессировщице).

10. Стремление к выразительности и оригинальности могут привести автора к созданию неологизмов :автокрады – об угонщиках автомобилей.

11. Публицистический текст характеризуется определенной консервативностью языка, тенденцией к стандартизованности. Прежде всего это проявляется в использовании так называемых газетно-публицистических клише (штампов) – устойчивых словосочетаний, функционирующих главным образом в речи СМИ. Они весьма разнообразны как по функции в тексте, так и по стилистической окрашенности.

Можно выделить группу клише, которые имеют нейтральную илинейтрально-официальную окраску и особенно часто употребляются в малых жанрах (краткая заметка, краткая сводка новостей) – во многом для достижения необходимой лаконичности и ясности:сели за стол переговоров, посетил с дружественным визитом, провели антитеррористическую операцию ,выступил с приветственной речью, по сообщениям официальных источников и т. п. К этим выражениям близкиклише-канцеляризмы – устойчивые словосочетания, функционирующие в рамках официально-делового стиля (довести до сведения, приступить к проведению, освободить от занимаемой должности, принять надлежащие меры ); иногда они также могут включаться в публицистические тексты.

Другие газетно-публицистические штампы носят метафорический, образный характер, используются для придания речи оценочности и выразительности:предвыборный марафон, ветер перемен, эстафета поколений, бушуют страсти, поле общественной деятельности, отцы города и т. п.

Грамматические особенности языка публицистического стиля

1. Требование доступности публицистического текста для восприятия широкой публикой обусловило такую его черту, как несложность грамматических конструкций . Вообще, грамматика публицистического стиля, так же, как его лексический состав, свидетельствует о промежуточном положении этого варианта языка, испытывающего на себе влияние как со стороны разговорной речи, так и книжных стилей. С одной стороны, публицистический текст отличается от разговорно-обиходной речи большей сложностью и упорядоченностью грамматики: егопредложения в большинстве своемграмматически правильные ,завершенные по структуре , в них могут включаться типичные для книжной речи конструкции –причастные идеепричастные обороты . С другой стороны, в отличие от научного и официально-делового стилей, в публицистическом текстепредложения в основномнедлинные ,без большого числа осложняющих конструкций ; при этом преобладают типичные для устной речиглаголы в личной форме (побывали на форуме, выступает в защиту, собираются поступать в вуз ).

2. В некоторых случаях с целью демонстрации своей точки зрения автор строить свою речь от первого лица единственного числа , с употреблением местоимений я, мой (я считаю, мне кажется, по моему мнению ).

3. В текстах с ярко выраженной призывностью могут употребляться фразы-обращения к публике в глаголами в повелительном наклонении (задумайтесь, вспомните ).

5. Выразительность текста может обеспечиваться синтаксическими средствами , среди которых наиболее частотны следующие:

а) вопросительные предложения , включенные в авторскую речь (в том числериторический вопрос) :До каких же пор мы будем тратить время и деньги на просмотр таких бездарных американских фильмов? Что может противопоставить простой гражданин беспределу власть придержащих?;

б) восклицательное предложение :Как здорово, что нам выпала такая удача! Я уверен, что вы выполните свой гражданский долг!;

в) фразы с разговорным синтаксисом :Как тратить общественные деньги – так он впереди всех, а как отвечать – пускай начальник за него отвечает!

г) антитеза :Рабочие поселкового завода третий месяц не получают зарплату – его директор проводит отпуск на элитном заграничном курорте, полпоселка страдает без отопления – его глава достраивает второй особняк!;

д) инверсия :Очень нужны избирателям тонны предвыборной макулатуры в почтовых ящиках !;

е) парцелляция :После вмешательства прокуратуры деньги им вернули. Буквально сразу же. Все до рубля. С извинениями .